Важно
-
Рост евро и отмена русских торгов: что сейчас происходит с арт-рынком
Масляные и акриловые краски из токсических отходов
Найденную в сарае картину Ван Дейка продали за $3 млн
Старая живопись затерялась в волнах современного искусства
Как продать свою картину
Ярмарка современного искусства Art Russia 2023
Почему стоит посетить выставку, посвященную Рубенсу
Где учиться современному искусству.
Прошедшие выставки в 2022-2023 году. Итоги.
Арт-резиденции, которые платят художникам
Копия «Моны Лизы» из Музея Прадо проливает новый свет на оригинал
В Музее Прадо прошла выставка, посвященная копии знаменитой картины «Моны Лизы», которая предлагает новый взгляд на оригинал, созданный Леонардо да Винчи. Это первый показ мадридской версии картины, и в некотором смысле, повторное изображение может дать более полное представление об искусстве художника, чем подлинный экземпляр, находящийся в Лувре в Париже.
Ранее кураторы Прадо приписывали копию одному из двух учеников Леонардо, которые известны по именам, но Мартин Кемп, искусствовед из Оксфордского университета, не разделяет этого мнения.
Десять лет назад картина из Прадо была просто одной из многих ранних версий «Моны Лизы». Позже консерваторы подтвердили, что чёрный фон на картинах появился позже, и под ним находится пейзаж. Краску удалили, и в 2012 году было объявлено захватывающее открытие: оригинал Лувра и копия из Прадо имеют схожие подмалёвки. Скорее всего это означает, что они были написаны в одной студии Леонардо одновременно, а картина из Мадрида не была скопирована с полностью завершенного оригинала.
Копия «Моны Лизы» из Музея Прадо «Мона Лиза» из парижского Лувра
Некоторые элементы композиции на копии изображения сохранились лучше, чем на оригинале. Например, на копии можно различить детали, такие как планки стула, оборка на краю декольте на платье женщины и вуаль вокруг её левой руки. Кроме того, цвета на копии из Прадо более насыщенные и, возможно, ближе к первоначальному изображению, потому что картина в Лувре сильно потемнела от обесцвечивания лака. Также на копии можно заметить розовый оттенок губ модели, который был упомянут искусствоведом XVI века Джорджо Вазари.
По словам Мартина Кемпа, портрет "Леди из Прадо" передает чувство очаровательной тревоги, а не духовное знание, как, например, в изображении Джоконды Леонардо да Винчи.
Одним из важнейших вопросов является дата создания копии "Моны Лизы". На сайте галереи в настоящее время указан широкий диапазон, который соответствует временному промежутку оригинала в Лувре - от 1503 года до смерти Леонардо в 1519 году. Однако на выставке указан более узкий период времени - от 1507 до 1516 годов.
На сайте музея Прадо до сих пор указывается, что копия произведения принадлежит одному из учеников Леонардо - возможно, Салаи или Франческо Мельци. Первый ученик пришел к мастеру в 1490 году и стал его, вероятно, любовником, а второй присоединился к мастерской примерно в 1506 году. Однако Мартин Кемп ставит под сомнение обе атрибуции, отмечая, что подписанная и датированная картина Салаи не имеет ничего общего с копией из Прадо, а картины Мельци не имеют достаточных доказательств, чтобы быть приписанными ему. Кажется, что музей Прадо склоняется к этой точке зрения, так как ни один из этих двух учеников Леонардо не упоминается в пресс-релизе выставки.
Самым интересным является тот факт, что Прадо теперь причисляет авторство своей «Моны Лизы» к тому же художнику, который написал еще две картины, скопировав их с оригиналов Леонардо. Одна из них - «Спаситель Мира», которая также известна как «версия маркиза де Гане» (1505-1515) и которая сейчас находится в частной коллекции, а другая - «Святая Анна» (1508/13) из Музея Хаммера в Лос-Анджелесе.
Подписывайтесь на наш Telegram канал: https://t.me/hudogniki_ru