Биография
|
Алексеев Федор Яковлевич 1753 - 1824
Сын сторожа Академии наук. В 1764 году был принят по прошению отца в обучение в Императорскую Академию художеств, до этого учился в гарнизонной школе. В 1767 году в числе учеников класса орнаментной скульптуры, которым руководил Луи Роллан, далее в «живописном классе» у Генриха Фондерминта и Антонио Перезинотти. Окончил Академию художеств с аттестатом 1-й степени со шпагой (1773). Во время обучения награждался медалями: малая серебряная (1771), малая золотая (1773). Получил право на пенсионное продолжение образования за рубежом.
В 1773—1777 годах совершенствовался как театральный художник в Венеции, где писал и пейзажи («Набережная Скьявони в Венеции», 1775, Художественный музей, Минск, «Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции», 1776).
По возвращении в Россию работал декоратором Императорских театров (1779—1786). Свободное время посвящает копированию произведений итальянских мастеров городского пейзажа (Дж. А. Каналетто, Б. Беллотто, К. Ж. Верне) в Эрмитаже. Эти копии принесли живописцу успех и известность, благодаря чему он смог оставить работу над театральными декорациями и заняться любимым делом — пейзажем.
В 1790-х годах выступил с пейзажами Санкт-Петербурга («Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости», 1794, Третьяковская галерея), за которые в 1794 году получил звание академика.
С 1803 года и до конца жизни Ф. Я. Алексеев преподавал в пейзажном классе Академии художеств перспективную живопись. Его учениками были М. Н. Воробьёв, Ф. Ф. Щедрин, С. Ф. Щедрин.
«Для снятия видов» художник ездил в Херсон, Николаев, Бахчисарай (1795), Полтаву, Воронеж, Орёл и по акварельным этюдам с натуры затем писал картины («Площадь в г. Николаеве», Русский музей, Санкт-Петербург).
В 1800 году Алексеев уезжает в Москву — писать по заказу Павла I виды древнерусской столицы. Находясь в 1800—1802 годах в Москве, написал с натуры две картины («Красная площадь с собором Василия Блаженного», Музей института русской литературы, Санкт-Петербург, и «Вид военного госпиталя», не сохранилась) и ряд акварелей. Наиболее значимые работы «московского цикла» хранятся в Третьяковской галерее («Красная площадь в Москве», 1801; «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве», 1811) и в Государственном Историческом музее («Вид в Кремле у Спасских ворот», 1800-е гг.; «Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста», 1815, первый вариант — в Русском музее, Санкт-Петербург).
В 1810-х годах создал новую серию петербургских пейзажей («Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости», 1810; «Вид Английской набережной», Русский музей).
Алексеев — первый в русской живописи мастер городского пейзажа. В лиричных, с большой тонкостью исполненных картинах он запечатлел строгий облик Санкт-Петербурга, живописную красоту Москвы, поэзию повседневной городской жизни.
Скончался в бедности 11 ноября 1824 года, через три дня после создания своей последней зарисовки наводнения в Санкт-Петербурге (у Большого театра) похоронен на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга. Деньги на похороны и помощь многодетной семье выделила Академия художеств.
Alekseyev Fyodor Yakovlevich 1753 - 1824
The son of the caretaker of the Academy of Sciences. In 1764, at the request of his father, he was accepted to study at the Imperial Academy of Arts, before that he studied at the garrison school. In 1767, among the students of the ornamental sculpture class, which was led by Louis Rolland, then in the "painting class" with Heinrich Fondermint and Antonio Perezinotti. He graduated from the Academy of Arts with a certificate of the 1st degree with a sword (1773). During his studies, he was awarded medals: small silver (1771), small gold (1773). He received the right to continue his education abroad in retirement.
In 1773-1777, he perfected himself as a theater artist in Venice, where he also painted landscapes ("Schiavoni Embankment in Venice", 1775, Art Museum, Minsk, "Interior view of a courtyard with a garden. Loggia in Venice", 1776).
After returning to Russia, he worked as a decorator of Imperial Theaters (1779-1786). He devotes his free time to copying the works of Italian masters of urban landscape (J. A. Canaletto, B. Bellotto, K. J. Vernet) in the Hermitage. These copies brought the painter success and fame, thanks to which he was able to leave work on theatrical scenery and do his favorite thing - landscape.
In the 1790s, he made landscapes of St. Petersburg ("View of the Palace Embankment from the Peter and Paul Fortress", 1794, Tretyakov Gallery), for which he received the title of academician in 1794.
From 1803 until the end of his life, F. Y. Alekseev taught perspective painting in the landscape class of the Academy of Arts. His students were M. N. Vorobyov, F. F. Shchedrin, S. F. Shchedrin.
"To remove the views" the artist traveled to Kherson, Nikolaev, Bakhchisarai (1795), Poltava, Voronezh, Orel and then painted paintings based on watercolor sketches from nature ("The Square in Nikolaev", the Russian Museum, St. Petersburg).
In 1800, Alekseev left for Moscow to paint views of the ancient Russian capital by order of Paul I. While in Moscow in 1800-1802, he painted two paintings from nature ("Red Square with St. Basil's Cathedral", the Museum of the Institute of Russian Literature, St. Petersburg, and "View of a military hospital", has not been preserved) and a number of watercolors. The most significant works of the "Moscow cycle" are kept in the Tretyakov Gallery ("Red Square in Moscow", 1801; "View of the Resurrection and Nikolsky Gates and the Neglinny Bridge from Tverskaya Street in Moscow", 1811) and in the State Historical Museum ("View in the Kremlin at the Spassky Gate", 1800s; "View of the Moscow Kremlin from the Stone Bridge", 1815, the first version is in the Russian Museum, St. Petersburg).
In the 1810s he created a new series of St. Petersburg landscapes ("View of the Arrow of Vasilievsky Island from the Peter and Paul Fortress", 1810; "View of the English Embankment", Russian Museum).
Alekseev is the first master of the urban landscape in Russian painting. In lyrical, with great subtlety executed paintings, he captured the strict appearance of St. Petersburg, the picturesque beauty of Moscow, the poetry of everyday city life.
He died in poverty on November 11, 1824, three days after creating his last sketch of the flood in St. Petersburg (near the Bolshoi Theater), he was buried at the Smolensk Orthodox Cemetery in St. Petersburg. The Academy of Arts allocated money for the funeral and assistance to a large family.
Реклама / Спонсор публикации:
Масляная живопись для взрослых ( Художественная школа "Дом художников")
Изготовим копию этой картины - любого размера и в срок.
We will make a copy of this painting - of any size and on time.
Подпишитесь на наш Telegram канал:
Новые статьи, арт-новости
Изготовим копию этой картины - любого размера и в срок.
|
|