Галерея картин современных и великих художников. Paintings by artists - ХУДОЖНИКИ.РУ

Кто, как и зачем создал Ассоциацию галерей?

2023-03-10-23-09 | Музеи, выставки |



Кто основал Ассоциацию галерей в России, с какой целью и какую роль она играет в современном искусстве в стране?
 
Наталья Григорьева-Литвинская, основательница и главный куратор Галереи Люмьер, Алина Крюкова, владелица галереи a-s-t-r-a, и Полина Аскери, владелица ASKERI GALLERY, делятся своим опытом за два года работы в Ассоциации галерей, рассказывают о принципах ценообразования на арт-рынке и о потенциале инвестирования в современных российских художников.
 
КАКИЕ ЦЕЛИ ВЫ СТАВИЛИ ПЕРЕД АССОЦИАЦИЕЙ ДВА ГОДА НАЗАД? ЧЕГО УДАЛОСЬ ДОСТИЧЬ?
 
Алина Крюкова, владелица галереи a-s-t-r-a
Я подключилась к процессу на финальной стадии объявления о создании ассоциации и была в числе первых галерей, которые собрались на первом общем собрании. Думаю, на тот момент главной целью, равно как и сейчас, была консолидация сообщества, направленная на повышение прозрачности арт-рынка.
 
Полина Аскери, владелица ASKERI GALLERY
Мир искусства всегда был миром конфликтным, полным разрозненных галерей, которые в одиночку решали довольно серьезные и очень распространенные проблемы. Логистика, юридическая сторона бизнеса, трудности с организацией выставок и поиском выставочных пространств — все это общая история, но каждая галерея справлялась с ней по отдельности. После создания ассоциации мы получили возможность говорить друг с другом открыто, находиться в едином поле, на одной стороне.
Решение многих вопросов еще впереди. Например, продвижение закона о меценатстве. Я удивлена и расстроена, что в нашей стране по-прежнему нет юридической подложки под эту крайне важную и необходимую для мира искусства деятельность. На ней базируется развитие и галерейного, и музейного дела. Благодаря меценатству растут потрясающие публичные коллекции и организуются невероятные по своему масштабу выставки и ярмарки. Мне хочется видеть поддержку этого вопроса со стороны государства и крупных бюджетных институций. Я надеюсь, вместе мы сможем прийти к единому решению.
 
В КАКИХ УСЛОВИЯХ СОЗДАВАЛАСЬ АССОЦИАЦИЯ? С КАКИМИ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ПРОБЛЕМАМИ ВЫ СТОЛКНУЛИСЬ?
 
Алина Крюкова, владелица галереи a-s-t-r-a
Так как я молодой игрок, то со слов коллег знаю, что это была третья попытка за последние десять лет. Сложным было, как теперь в ретроспективе видится, преодолеть скептическую позицию по отношению друг к другу и договориться хотя бы о чем-то. Но это казалось только с первого взгляда сложным. Опыт двух лет и количество реально реализованных совместных решений доказывают, что в условиях кризиса и неопределенности объединение — работающая стратегия для стабилизации или хотя бы небольшой передышки для арт-рынка.
 
Полина Аскери, владелица ASKERI GALLERY
Главная проблема — объединение разрозненных галерей и их направление на решение общих задач. Каждый бизнес строится самостоятельно, решает свои проблемы по-своему. Во многих сферах есть свои ассоциации, поэтому аналогичная организация в искусстве всегда казалась логичным и правильным решением. Помог и вовремя поторопил коронавирус. Все мы помним, с каким количеством трудностей пришлось столкнуться во время пандемии, когда массово отменялись, переносились выставки и ярмарки.
 
 ДВА ГОДА НАЗАД СОЗДАВАЛАСЬ АССОЦИАЦИЯ ГАЛЕРЕЙ, НЕ ТАК ДАВНО ОТКРЫТА ФЕДЕРАЦИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЕСЛИ ВКЛЮЧЕННЫЕ В КРЕАТИВНУЮ ИНДУСТРИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДОЛЖАТ ОБЪЕДИНЯТЬСЯ, НАСКОЛЬКО ЭТО БУДЕТ ПОЛЕЗНО И ПРОДУКТИВНО ДЛЯ РОССИЙСКОЙ АРТ- И КУЛЬТУРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ?
 
Полина Аскери, владелица ASKERI GALLERY
Я считаю, что объединение подобных организаций однозначно пойдет на пользу и им самим, и культурной сфере в целом. Самые крутые вещи создаются в коллаборациях — совместных творческих усилиях художников, дизайнеров, модельеров. В нашем мире креативные сферы давно стремятся к объединению и успешно реализуют общие проекты. Это облагораживает культурную среду, знакомит людей с лучшими представителями искусства и моды.
 
 Алина Крюкова, владелица галереи a-s-t-r-a
Любое конструктивное и направленное на созидание объединение продуктивно и полезно. Голос одного с самыми рациональными и разумными предложениями может быть услышан ограниченным количеством игроков. Тогда как предложение от большинства игроков и озвученное как норма или правило в итоге интегрируется в практику каждого и способствует оптимизации процессов. В креативных индустриях заняты люди, менее всего подверженные желанию делать что-то просто ради того, чтобы делать.
 
 
 
 
    Наталья Григорьева-Литвинская, основательница и главный куратор Галереи Люмьер
Любые объединения дают больше возможности для решения тех или иных вопросов. Эта кооперативность оптимизирует и уменьшает затраты времени и финансов каждого в отдельности.
 
Я не могу сказать, что все просто. Сейчас нас связывает устав и кодекс. Последний — самый важный документ для нашего рынка, который должен быть полезен молодым и начинающим участникам ассоциации.
 
 
КАКИЕ ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ ПОЯВИЛИСЬ ЗА ВРЕМЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АССОЦИАЦИИ? КАКИЕ СЕЙЧАС КАЖУТСЯ САМЫМИ ВАЖНЫМИ?
 
Алина Крюкова, владелица галереи a-s-t-r-a
Направления работы АГА связаны в первую очередь с теми проблемными зонами, которые выявлены как общие для всех в процессе обсуждений на собраниях членов ассоциации. Это и таможенное регулирование ввоза-вывоза, и участие в международных проектах, и правовые пробелы, и этика участников рынка, и вопросы прозрачного ценообразования, и коммуникация с музеями, и многое другое.
 
На сегодняшний день активно прорабатывается логика пополнения музейных фондов с помощью галерей и их коммуникаций, актуальным остается решение правовых вопросов, определение критериев для понимания ценообразования на рынке и формирование устойчивых паттернов поведения, основанных на этическом кодексе, для всех участников процесса: галеристов, художников, кураторов, коллекционеров.
 
Полина Аскери, владелица ASKERI GALLERY
Ключевым направлением в работе АГА является представление интересов отрасли на государственном уровне, а также на международном поле. Речь о процессах, направленных на популяризацию современного искусства. Сейчас на первом плане — облегчение процедуры получения грантов, взаимодействие с государственными музеями и формирование прозрачного рынка современного искусства.
 
 
 
СФОРМУЛИРУЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВАШЕГО ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА. ВСЕГДА ЛИ ПОЛУЧАЕТСЯ ЕГО СОБЛЮДАТЬ?
 
Алина Крюкова, владелица галереи a-s-t-r-a
Этический кодекс закрепляет роли и статусы всех основных игроков арт-рынка: галеристов, художников, арт-эдвайзеров, кураторов, коллекционеров. Определяются их права и обязанности. Правила поведения — возможные и нет. Установлены финансовые модели отношений межды игроками, предусмотрен порядок передачи произведений коллекционеру и необходимые атрибуты таковой. Отдельно оговорен запрет на использование термина «инвестиция» применительно к сделкам с современным искусством.
 
Наталья Григорьева-Литвинская, основательница и главный куратор Галереи Люмьер
Все, что прописано в кодексе ассоциации, — незыблемые постулаты любого цивилизованного арт-рынка. Он очень краток и понятен. Я бы советовала разместить его в виде рекламного плаката перед входом на каждую арт-ярмарку в России и на входе в молодые галереи, которые только начинают свой путь. Он важен не только галеристам, но и самим авторам, с которыми большинство из нас ежедневно пытаются выстроить цивилизованные отношения.
 
Полина Аскери, владелица ASKERI GALLERY
Помощь, поддержка и взаимодействие — ключевые условия нашего сосуществования. К счастью, мы с коллегами всегда приходим к компромиссам и находим способ понять и поддержать друг друга.
 
 
КАКИЕ, МОЖЕТ, НЕГЛАСНЫЕ ПРИНЦИПЫ СУЩЕСТВУЮТ В ВАШЕМ СООБЩЕСТВЕ?
 
Алина Крюкова, владелица галереи a-s-t-r-a
Хороший вопрос. Обсужу с коллегами :) Главный, наверное, не быть подлецом. Но это общечеловеческий принцип совместной жизни.
 
 
 
 
Наталья Григорьева-Литвинская, основательница и главный куратор Галереи Люмьер
Все галереи очень разные. Я, наверное, стою в стороне, так как занималась и занимаюсь только фотографическим искусством и практически не проявляю интереса к молодым российским авторам. Пересечения по авторам и их работам с другими галереями у меня не может быть. Именно это поле контента является в России единым среди других галеристов. Четкие разграничения по авторам или сериям работ между участниками рынка — основополагающий принцип.
 
 
 
РАССКАЖИТЕ ПРО ПРИНЦИПЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА АРТ-РЫНКЕ. КАК ЭКСПЕРТЫ ОЦЕНИВАЮТ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ ХУДОЖНИКА? КАКИЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯЮТ НА ЦЕНУ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, КАК ИЩУТ РАБОТЫ НЕИЗВЕСТНЫХ АВТОРОВ?
 
Алина Крюкова, владелица галереи a-s-t-r-a
На стоимость работ влияют разные факторы: биография художника, наличие выставочных проектов, проектов с именитыми кураторами, наличие работ в коллекциях музеев, фондов или больших коллекционеров, участие в резиденциях или грантовых программах, премии и т.д. По совокупности этих и других факторов, а также из анализа рынка складывается та цена, которую в итоге видит покупатель.
 
Неизвестных художников ищут на просмотрах выпускных работ, на кураторских выставках, на выставках некоммерческих институций и самоорганизаций, на ярмарках и в инстаграме. Везде, где потенциально может появиться что-то интересное, появляется куратор или галерист.
 
 Наталья Григорьева-Литвинская, основательница и главный куратор Галереи Люмьер
Принципы ценообразования в каждой галерее сильно зависят от уровня самих авторов и их творческого пути. Молодые, начинающие художники могут стоить и 10 000–20 000 рублей в «зеленых» галереях. В серьезных, «взрослых» галереях работы стоят от 5 миллионов и выше. Есть колоссальное количество критериев, влияющих на цену. В фотографии прибавляется объем тиража и номер в тираже.
 
 
 
 
Полина Аскери, владелица ASKERI GALLERY
Стоимость современного арт-объекта зависит от множества факторов. Цена арт-объекта — это не статичный показатель. Он меняется со временем под влиянием медиаполя и привлекательности, своевременности сюжета произведения. Например, в эпоху диджитализации все больше внимания привлекают проекты, направленные на мир будущего. Поэтому, допустим, скульптуры нашего Даниэля Закха или картины Павла Полянского пользуются большим спросом у клиентов.
 
 ПОЛНОСТЬЮ ЛИ СОВРЕМЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА, АВТОРСКОГО ПРАВА УДОВЛЕТВОРЯЕТ УЧАСТНИКОВ РЫНКА: ХУДОЖНИКОВ, ГАЛЕРИСТОВ, КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ, ДИЛЕРОВ? ЧТО МЕШАЕТ (ЕСЛИ МЕШАЕТ) СОВРЕМЕННОМУ АРТ-БИЗНЕСУ И ЧТО СТОИЛО БЫ ИЗМЕНИТЬ? ВСЕ ЛИ В ПОРЯДКЕ В РОССИИ С АРТ-ИНФРАСТРУКТУРОЙ?
 
Алина Крюкова, владелица галереи a-s-t-r-a
Пробелов в правовом регулировании арт-рынка достаточно, и многие трудности связаны с тем, что рынок развивается, а правовая практика не поспевает за этими изменениями.
 
Наталья Григорьева-Литвинская, основательница и главный куратор Галереи Люмьер
Существенные проблемы на уровне законодательных актов в музейной системе. В последние годы я веду большую выставочную программу в региональных музеях и встречаюсь с совершенно дикими решениями о невозможности продажи музейных каталогов и литературы в государственных музеях. Аудитория лишена литературы, способной расширять их знания.
 
В России очень скудное и не имеющее практических навыков высшее образование в искусстве. Мы не можем подготовить зрителя к восприятию контента и сами растим своих сотрудников.
 
Полина Аскери, владелица ASKERI GALLERY
На мой взгляд, отсутствие закона о меценатстве и не до конца сформулированная грантовая политика в сфере искусства — главные проблемы. У большинства стран Европы и Азии, а также в США меценатство закреплено на законодательном уровне. Это явление поддерживается и защищается государством.
 
 
КАКИЕ ЕСТЬ ПРОБЛЕМЫ У ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ?
 
Полина Аскери,  владелица ASKERI GALLERY
Важно продумать больше мер поддержки для современных художников и дизайнеров. Это позволит повысить уровень культурной среды, популяризировать современное искусство, существенно изменить облик улиц и офисов по всей стране. Искусство, поддерживаемое на государственном уровне, всегда работает на благо.
 
 
 
ЕСТЬ ЛИ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ У ОТЕЧЕСТВЕННОГО СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА СЕГОДНЯ? ЧТО ПРОИЗОШЛО С НИМ ПОСЛЕ 24 ФЕВРАЛЯ? СКОЛЬКО РОССИЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ УЕХАЛО? СТАЛО ЛИ СЛОЖНЕЕ РАБОТАТЬ С ЗАРУБЕЖНЫМИ АВТОРАМИ? С КЕМ-ТО ПРИОСТАНОВИЛИ СОТРУДНИЧЕСТВО?
 
Алина Крюкова, владелица галереи a-s-t-r-a
Многие уехали, многие остались. Западные художники на паузе держат проекты. Планировать международные проекты пока не имеет смысла.
 
Наталья Григорьева-Литвинская, основательница и главный куратор Галереи Люмьер
Для российских авторов, на мой взгляд, сама эта адовая ситуация должна дать новые идеи. Именно в такие моменты рождались движения и направления. Те, кто уехал, проиграют. Замкнутые системы помогают уходить от плагиата. Я понимаю, что это жесткое мнение, и понимаю, что решение уехать не всегда связано с профессиональными миссиями.
 
Полина Аскери, владелица ASKERI GALLERY
Работать с зарубежными авторами стало не просто сложно, а практически невозможно. ASKERI GALLERY специализировалась преимущественно на зарубежных художниках: мы выставляем работы авторов из США, Азии, Европы. Мы работаем с ними несколько лет подряд. Все они очень лояльны ко мне и галерее, мы сохраняем рабочие и дружеские отношения. Некоторые российские художники покинули страну. Они продолжают работать за рубежом над новыми арт-объектами.
 
Инвестиционный потенциал у российских произведений искусства есть всегда, но сейчас он существенно упал. Внутри страны искусство по-прежнему котируется очень высоко. Я уверена, когда ситуация в мире наладится, российские художники снова уверенно выйдут на международный рынок.
 
 
 
КАКУЮ РОЛЬ В РАБОТЕ ГАЛЕРЕЙ ИГРАЮТ СМИ, ЯРМАРКИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?
 
Алина Крюкова, владелица галереи a-s-t-r-a
Пиар и работа со СМИ работают на продвижение современного искусства и увеличивают аудиторию, повышают насмотренность. Без ярмарок не может качественно функционировать рынок. К счастью, у нас сложились сильные ярмарки Cosmoscow и blazar, которые круто отрабатывают свою задачу, привлекают аудиторию, проводят качественную образовательную работу. Благодаря ярмаркам, ЦСИ «Винзавод», музеям, частным фондам, галереям разбираться в искусстве стало модно, а покупать его стало проще и доступнее.
 
 
Полина Аскери, владелица ASKERI GALLERY
Ярмарки современного искусства — одно из ведущих направлений работы каждой крупной галереи. Ведь это отличный пиар-ход, а еще возможность познакомиться с новыми людьми, привлечь покупателей, оценить ситуацию на рынке в целом. ASKERI GALLERY ежегодно участвует во всех крупных арт-ярмарках. Как правило, на эти дни приходятся рекордные цифры продаж. А наш стенд входит в топ самых популярных и привлекательных стендов площадки.
 
 
 
КАК ГОСУДАРСТВО И ЧАСТНЫЕ ЛИЦА МОГУТ ПОДДЕРЖИВАТЬ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО В РЕГИОНАХ? КАК СТОЛИЧНЫЕ ГАЛЕРЕИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ С РЕГИОНАЛЬНЫМИ?
 
Алина Крюкова, владелица галереи a-s-t-r-a
Я верю в регионы и точно знаю, что за ними — интересные в будущем проекты и открытия. У моей галереи много коллекционеров из разных городов. Удовольствие видеть, как они (чаще парами) собирают коллекции, открывают частные музеи, занимаются меценатством и поддерживают локальные арт-сцены. Государству стоило бы поддерживать таких людей или в крайнем случае не мешать делать эту благородную работу.
 
 
 
 
Наталья Григорьева-Литвинская, основательница и главный куратор Галереи Люмьер
Моя региональная программа стартовала еще 10 лет назад, когда выставки фотографии поехали после показа в Москве по стране. Сегодня совместно со Still Art Foundation у нас открыта официальная региональная выставочная и издательская программа. За последний год мы открыли семь выставок в местных музеях, привезли в каждый город кураторские параллельные программы, книги для вузов, училищ и т.д. На 2023 год уже запланировано восемь выставок .
 
 
Полина Аскери, владелица ASKERI GALLERY
Мы очень любим коллег из регионов. Несколько лет назад ASKERI GALLERY открыла выставку Павла Полянского в казанской галерее современного искусства «БИЗОN». Очень интересный и качественный проект. В регионах большое количество талантливых художников, и мне импонирует, что в наши дни они могут найти галерею в своем городе и начать свой путь. В онлайн-маркетплейсе галереи ARTONLINE24.RU огромное количество художников со всей России. Мы помогаем им с продвижением и логистикой, регулярно выставляем на ярмарках. Их работы пользуются большим спросом среди коллекционеров и дизайнеров интерьера.
 
Мне кажется, главная мера поддержки со стороны государства — вовлечение локальных художников и дизайнеров в крупные городские мероприятия, оформление инфраструктуры, парков и скверов. Задачи подобного рода познакомят с их творчеством и выведут их произведения искусства на новый уровень.




Подписывайтесь на наш Telegram каналhttps://t.me/hudogniki_ru


Комментарии проверяются перед добавлением.

Добавить комментарий

 

Загружаем комментарии...