Галерея картин современных и великих художников. Paintings by artists - ХУДОЖНИКИ.РУ

Почему стоит посетить выставку, посвященную Рубенсу

2023-03-10-22-51 | Музеи, выставки |


Выставка "Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России" открылась в государственном историко-художественном музее "Новый Иерусалим" и продлится до 14 мая. В экспозицию входят 67 знаковых произведений известных мастеров эпохи расцвета фламандского искусства, среди которых главный экспонат – произведение Питера Пауля Рубенса, никогда ранее не выставлявшееся в России. Дарья Красовская, ассистент куратора Вадима Садкова, рассказала, на что еще стоит обратить внимание на выставке.
 
 
Как появилась идея выставки
Более 40 лет назад, когда куратором этой выставки был студент Вадим Садков, который изучал фламандскую живопись, он объездил практически всю страну, чтобы изучить картины, находившиеся в разных региональных музеях. Тогда возникла идея объединить эти полотна в одной крупной выставке. Отобранные работы создали эстетически самодостаточный пазл, отражающий логику исторического развития основных направлений фламандского искусства времен Рубенса. Выставка в этом контексте соответствует уровню ведущих мировых музеев.
Этот проект является примером того, как под руководством куратора удалось объединить не только картины, но и большое сообщество искусствоведов из разных регионов нашей огромной страны.
Многие художники, чьи работы будут представлены на выставке, не получили широкой известности в свое время, и до настоящего времени остались малоизвестными. Однако, благодаря тому, что произведения этих художников находятся в российских коллекциях, они останутся в истории искусства. Причины такого малого известности могут быть различными, например, ограничениями на свободное творчество, современными вкусами публики, несоответствием идей художников духу времени и т.д.
 
Музеи разных стран имеют разную наполненность своих коллекций искусством, которая зависит от того, насколько богаты были страны в период открытия тех или иных художников. Например, великий Вермеер был открыт в середине XIX века, и в это время большинство его работ были приобретены США. В России были периоды, когда работы художников почти не коллекционировались до начала XVIII века, а также были пробелы в XIX и в середине XX века. Однако, другая сторона этой медали заключается в том, что наши коллекционеры зачастую покупали работы не очень известных авторов, опираясь на свой хороший вкус, и в итоге находили настоящие жемчужины.
 
 
 
Особое внимание было уделено работам малоизвестных художников, чье наследие состоит всего из одного или двух достоверных произведений, которые представляют большой интерес для исследований. Эти произведения являются единственными образцами для понимания творческого стиля и для выявления наследия редких художников. В экспозиции на выставке особое место занимают картины натюрмортиста Николаса Каве, чье наследие состоит из одной подписной картины, а также мастеров "фигурного" жанра - Яна де Дюйтса и Йоанны Вергаувен, которые были редким явлением для женщин-художников в XVII веке.


НИКОЛАС КАВЕ, «СОКОЛ И БИТАЯ ПТИЦА»

 
Какие сюжеты объединяют полотна?
 
Эта выставка является многогранной и строится на основе взаимодействия различных художественных жанров, начиная от эпохи Рубенса и продолжаясь до наших дней. Она привлекательна тем, что объединяет картины разных жанров, которые изначально имели различные функциональные назначения и были адресованы разным категориям заказчиков. Выставка наглядно демонстрирует форму сотрудничества в художественных мастерских Фландрии, иллюстрируя взаимодействие мастера и его учеников, а также представителей разных жанров, объединяющих свои усилия для создания конкурентоспособных продуктов. Например, пейзажисты часто приглашали специалистов по изображению фигур для создания стаффажа, а натюрмортисты сотрудничали с пейзажистами, которые рисовали фоны.
 

Расскажите о секретном факте о выставке.
Хотя было бы заманчиво задержаться на секретах, мы, как добросовестные искусствоведы, были обязаны раскрыть все детали нашим посетителям. Несмотря на это, на выставке остается множество сюрпризов! Основным экспонатом является картина Рубенса и его мастерской «Коронование Роксаны Александром Македонским» из частной коллекции в Москве, которую никогда раньше не демонстрировали публично. Также, в процессе подготовки выставки мы пересмотрели атрибуцию нескольких произведений. Например, «Горный пейзаж с часовней» из Воронежского областного художественного музея оказался работой Тобиаса Верхахта, а «Пейзаж с путниками», которая ранее считалась произведением неизвестного автора в Тульском областном художественном музее, оказалась работой Антона Миру. Мы также впервые смогли определить сюжет картины Йоанны Вергаувен «Видение святого Игнатия Лойолы» и даже нашли храм, изображенный на картине (который, кстати, до сих пор существует)!
 

ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС И ЕГО МАСТЕРСКАЯ, «КОРОНОВАНИЕ РОКСАНЫ АЛЕКСАНДРОМ МАКЕДОНСКИМ»


Почему стоит посмотреть выставку?
Музейные выставки имеют ограниченное время и место, в отличие от постоянных экспозиций. По окончании выставки экспонаты возвращаются владельцам, поэтому для того, чтобы оценить произведения искусства в оригинале, придется много путешествовать. Живописные произведения следует наслаждаться в оригинале, так как никакая копия или цифровое изображение не может передать все очарование трехмерной текстуры оригинала. Музей также предлагает семейные образовательные программы и лекции, которые разработаны сокуратором выставки и могут увлечь в мир прекрасного зрителей всех возрастов. Эти программы помогут посетителям узнать много нового и интересного, даже если они являются знатоками фламандской живописи.


ЯН БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ, «ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ С ЛОВУШКОЙ ДЛЯ ПТИЦ»




Подписывайтесь на наш Telegram каналhttps://t.me/hudogniki_ru


Комментарии проверяются перед добавлением.

Добавить комментарий

 

Загружаем комментарии...