Галерея картин современных и великих художников. Paintings by artists - ХУДОЖНИКИ.РУ

Цветовая гармония в композиции

2022-01-04-10-46 | Композиция |

Цветовая гармония в композиции.

Лясковская, Е.А., магистрантка кафедры живописи и композиции ИКИ ГАОУ ВО МГПУ 

Соколова Е.В. магистрантка кафедры живописи и композиции ИКИ ГАОУ ВО МГПУ 

 

ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ ЦВЕТОВОЙ ГАРМОНИИ в композиции.

 В статье рассматриваются теоретические понятия гармонии цветовых сочетаний в композиции для дальнейшего развития и формирования композиционных умений. 

Ключевые слова: композиция, цветовые гармонии, сочетания цветов, цветовой круг, колорит, живопись. 

Цвет -один из признаков любого предмета. Наряду с формой он определяет индивидуальность предмета. Характеризуя окружающий предметный мир, мы упоминаем цвет как одну из главных его особенностей. 

Знание того, как природа объединяет разные цвета, не может открыть само по себе тайны колорита. Но живопись -изобразительное искусство. Изучение природных цветовых гармоний позволяет лучше понять и полнее использовать возможности цвета. (Н.Н. Волков. Цвет в живописи) 

А. Дейнека отмечал, что цвет очень остро влияет на зрителя -это самое доходчивое. С древнейших времён и до наших дней цвет тесно связан с жизнью человека. Он играет огромную роль в нашей жизни и деятельности, окружает и сопровождает нас повсюду. Все дошедшие до нас памятники ушедших цивилизаций свидетельствуют о том, что человек был постоянно занят поиском цветовых решений, неизменно связанных с обычаями, характерными особенностями к художественному самовыражению того или иного народа. Люди научились в практике использовать свойства цвета, в том числе и для создания комфортной обстановки. Сознательное и грамотное использование цвета -эффективный метод преобразования среды обитания.

Ученый Н.Д. Ньюберг в своих работах пытался определить закономерность между цветами и их гармоническими сочетаниями. Он считал, что гармония может возникнуть только не менее чем из трех и не более чем из пяти-шести цветов. Однако очень часто можно наблюдать гармонично подобранные два цвета. Когда мы говорим о гармонии, то, прежде всего, думаем о наиболее приятных сочетаниях красок. Любая цветовая композиция строится на основе поисков гармонии. Все цветовые гармонии, существовавшие и существующие в произведениях искусства, заимствованы в конце концов у природы. Художники-практики работали над этой проблемой главным образом по интуиции, но пытались теоретически найти какую-нибудь связь между цветами и создать стройную систему. Данные исследования помогут и начинающему художнику-педагогу. 

Слово «гармония» берет начало от греческого harmonia, которое обозначает соразмерность, созвучие, связь. Еще в эпоху Возрождения художники и архитекторы пытались найти ключ к разгадке проблемы гармонических сочетаний цветов. Леонардо да Винчи и Ньютон, Гёте и Ламберт, Мунселл и Оствальд, Ньюберг, Кандинский, Волков и многие другие разрабатывали гармонию цветовых сочетаний. «Вообще цвет в картине значит не только то, что он значит сам по себе. На картине реализовано обогащенное восприятие цвета», -писал Н.Н. Волков в книге «Цвет в живописи» (1, с. 256]. 

Основными параметрами цвета являются цветовой тон, насыщенность и яркость. Цветовым тоном называется качество хроматического цвета, которое отличает его от ахроматического. Это основная характеристика хроматического цвета. В ахроматических цветах цветового тона нет. Иначе говоря, цветовой тон является различием цвета по длине волны. 

Насыщенность -это полная выраженность цветового тона. Чем более цвет отличается от ахроматического, тем более он насыщен. Насыщенность -это чистота цвета. Разбеливая цвет, мы уменьшаем его насыщенность. 

Яркость цвета -это его светлота. Она определяется отношением количества отраженных лучей к количеству упавших. 

Таким образом, цвет выражается качественной характеристикой (цветовой тон и насыщенность) и количественной (яркость). 

Вначале в каждом цвете видели лишь две составляющие -яркость и цветовой тон. Поэтому первые схемы гармонии состояли из двух цветов. После появления третьего цветового качества -насыщенности_ стали создаваться трехцветовые гармонии, а позже и четырехцветовые. В народном декоративно-прикладном искусстве, при оформлении интерьеров и внешнего вида зданий часто наблюдаются гармонические сочетания контрастных полноцветных красок или близких друг другу цветов. Это самый популярный вид гармоничных отношений. 

Работая над живописным произведением, художник всегда старается добиться гармонии цветовых отношений. Знание гармоничных сочетаний необходимо архитектуру, дизайнеру, художнику-оформителю, художнику, работающему в полиграфии и декоративно-прикладном искусстве, и т. д. 

Наряду с этим определяющее место занимает композиция. Она обеспечивает логичное и эстетичное расположение частей, из которых состоит целое, делая содержание доходчивым и ясным. Гармония цвета в композиции является одним из элементов единства, законченности композиции. Чтобы достичь такого эффекта, следует воспользоваться цветовым кругом. Цвета делятся на теплые и холодные. Велико значение цвета, который обладает свойством вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или излучаемого света. Исследуются различные состояния цвета -тональность, насыщенность, яркость. В результате творческой практики было создано, большое количество цветовых теорий но в двенадцати частном круге И. Иттена (1920 г. Баухауз) отчетливо показана троичность цветовых групп родственных цветов и система контрастов дополнительных цветов. Компоновать в цвете значит расположить рядом два или несколько цветов таким образом, чтобы их сочетание было предельно выразительным. Для общего решения цветовой композиции имеет значение выбор цветов, их отношение друг к другу, их место и направление в пределах данной композиции, конфигурация форм, размеры цветовых площадей и контрастные отношения в целом. Характер и воздействие цвета определяется его расположением по отношению к сопутствующим ему цветам. Цвет никогда не бывает, одинок, он всегда воспринимается в окружении других цветов. 

С помощью цветовой гармонии улучшаются условия зрительного взаимодействия с предметным миром, эффективность деятельности человека. В колористке выделяется и такое важное композиционно-художественное свойство цвета, как его эмоциональное воздействие на человека. Оно также носит субъективный характер. Однако выявлены и некие общие закономерности его проявления. 

Ф. Арнхейм приводит пять типов смешения цветов, подразумевая под этим гармонию. 

I тип «Подобие на основе субординации». При сопоставлении двух цветов по этому типу всегда остается общий для двух цвет, например: желтовато-красный и желтовато-синий, синевато-желтый и синевато-красный. Общее для двух цветовых отношений ведет к приближению цветов друг к другу, к единству, а значит-к гармонии. Получаются два совершенно различных цвета, связанных одной и той же примесью. Если же взять перевернугые отношения, то цвета будут отrалкиваться друг от друга, например: красновато-желтый и синевато-красный. 

II тип «Структурное противоречие на основе общего элемента». Если взять такие пары, как красновато-желтый и синевато-красный, красновато-синий и желтовато-красный, желтовато-синий и красновато-желтый, синевато-желтый и красновато-сюшй, синевато-красный и желтовато-синий, то для того чтобы избавиться от взаимного отталкивания и привести их к гармонии, надо ввести третий цвет: для первой пары -желтовато-синий, для второй -синевато-желтый, для третьей -красновато-синий и т. д. Вводя третий цвет, мы как бы усиливаем один из цветов пары, уравновешивая структурные противоречия. 

III тип «Подобие на основе доминирования». Здесь один цвет имеет лишь разные оттенки, например: желтовато-красный и синевато-красный, красновато-желтый и синевато-красный, красновато-желтый и синевато-желтый и т. д. Получается, что один и тот же цвет разорван на две различные цветовые гаммы. Это приводит к взаимному отталкиванию и дисгармонии. Здесь так же, как в типе II, для создания гармонии цветов необходимо ввести третий цвет, который бы объединил их, перевесил одну из цветовых гамм. Например, в первом случае -синевато-желтый или желтовато-синий и т. д. 

IV тип «Структурная инверсия». При подборе двух смесей какой-нибудь цвет в одной смеси берется доминирующим, а в другой он же играет подчиненную функцию, например: красновато-желтый и желтовато-красный. Получается, что два цветовых смешения принадлежат одной цветовой гамме. Возникает гармоничное сочетание, в противоположность типу II, где две цветовые смеси относятся к различным гаммам. 

V тип «Сопоставление чистого основного цвета с ведущим цветовым тоном, который его содержит». Здесь могут быть два варианта:

1 -когда основной цвет доминирует; 

2 -когда он играет подчиненную роль. По первому варианту сопоставляем: синий и красновато-синий, синий и желтовато-синий и т. д. По второму -синий и синевато-желтый, синий и синева-то-красный. И в первом, и во втором вариантах появляется одна цветовая гамма, но в первом случае один цвет чист, а во втором-с примесью. Возникает противоречие: во втором случае взаимодействуют чистые цвета, а примесь играет подчиненную роль. 

Таким образом, выбирая различные сочетания цветов, особенно по каким-то схемам, не всегда можно добиться гармоничного звучания. 

Живописцы добиваются гармонии колорита, выбирая гамму цветов так, чтобы тот или иной оттенок цвета не «выскакивал» из общей цветовой гармонии, чтобы он не разбивал плоскости всей картины. Так, в портретах Веласкеса огромное количество цветовых оттенков, но они строятся на нескольких основных цветах. Все оттенки строятся на основе цветовой гаммы и у Сезанна. Однако ради выражения идеи произведения живописцы иногда вводят даже дисгармонию. Одни лишь приятно гармонизованные цветовые отношения удобно принять в интерьере, одежде, оформлении. 

При грамотном использовании многообразии цвета, художник может добиться сильного восприятия на зрителя путем использования характером и нанесением красочных пятен, не нарушая рисунок и форму, а наоборот обогащать и дополнять их. (Я) Ван Гог через цвет пытался выразить всю свою душу и эмоции. Матисс почти отказался от оттенков и искал гармонию цветовых отношений через локальный цвет. Сезанн вернул предмету вес и фактуру. Четкая пространственная организация полотен Сезанна строилась на изменении цветовых плоскостей. Часто он изображал наиболее выпуклые места (щека, яблоко) посредством чисто красных цветных пятен, а углубления (уголок глаза) -чисто голубым. Границы предметов у Сезанна -часто несмешанные цвета красок. Различные цветовые оттенки, гармонично подобранные с учетом изменения цвета в пространстве, придают полотнам Сезанна состояние покоя, уравновешенности. 

Известный холст Анри Матисса «Красные рыбы» -одно из лучших свидетельств цветовых поисков этого блестящего французского художника :ХХ века. Натюрморт написан порывисто, кажется незавершенным и как будто наивным. В нем нет глубокой идеи, хотя ему нельзя отказать не только в декоративной привлекательности, но и в своеобразной жизненности. Только надо иметь в виду, что Матисс создает впечатление жизненности не ясной трактовкой сюжета, не полнотой зрительной характеристики предметов и среды, а остро выбранными намеками, создающими основу своеобразной паутины ассоциаций. Узел паутины ассоциаций -это наиболее разработанный центр натюрморта -банка с золотыми рыбками, на которую направляется внимание зрителя. Основной цветовой контраст натюрморта -контраст красных пятен (рыбок) и зеленых пятен (дно банки, крупные листья цветов, плетеное кресло). Образная сила цвета заключается не в броскости отдельного цвета, не в его насыщенности или открытости и не в силе отдельного контраста, а в связи цветов между собой и в их связях с образом, в подчинении цветового решения всей образной структуре, начиная с глубочайших слоёв содержания и заканчивая внешними элементами формы. Таким образом, цвет как средство композиции одновременно является важнейшим её элементом и в композиции представляет собой специфическое средство, вызывающее у зрителя дополнительные эмоциональные ощущения относительно графической формы. 

Литература

 1. Волков.ИН. Цвет в живописи, М.: Издательство В. Шевчук, 2014 г. 

2. Дубровин, В.М Живописные основы художественной грамоты. Монография/ В.М. Дубровин. -Москва, 2012. -212 с. 

3. Дубровин, В.М. Основы изобразительного искусства. Станковая композиция/ В.М. Дубровин. -М.: МГПУ, 2015. 54-55 с. 

4. Иттен Иоханнес. Искусство цвета. -М.: Издатель Д. Аронов, 2004. 

5. Буровкина, Л.А. Содержание и технологии научно-исследовательской работы обучающихся/ Л.А. Буровкина // Современные тенденции развития культуры, искусства и образования: коллективная монография. -М.: Перо, 2017. -С. 60-64. 

6. Буровкина, Л.А. Место композиции в современном художественно образовании/ Л.А. Буровкина, В.М. Дубровин, И.М. 






Color harmony in the composition.
Lyaskovskaya, E.A., undergraduate student of the Department of Painting and Composition of the IKI GAOU AT MSPU 

Sokolova E.V. undergraduate student of the Department of Painting and Composition of the IKI GAOU at MSPU 



FEATURES OF THE SOLUTION OF COLOR HARMONY in the composition.

 The article discusses the theoretical concepts of harmony of color combinations in a composition for further development and formation of compositional skills. 

Keywords: composition, color harmonies, color combinations, color circle, color, painting. 

Color is one of the signs of any object. Along with the form, it defines the individuality of the subject. Describing the surrounding object world, we mention color as one of its main features. 

Knowing how nature combines different colors cannot open the secrets of color by itself. But painting is a fine art. The study of natural color harmonies allows you to better understand and use the possibilities of color more fully. (N.N. Volkov. Color in painting) 

A. Deineka noted that color has a very acute effect on the viewer - this is the most intelligible. From ancient times to the present day, color is closely connected with human life. He plays a huge role in our lives and activities, surrounds and accompanies us everywher. All the monuments of bygone civilizations that have come down to us indicate that a person was constantly busy searching for color solutions, invariably associated with customs, chaacteristic features for the artistic expression of a particular people. People have learned in practice to use the properties of color, including to create a comfortable environment. Conscious and competent use of color is an effective method of transforming the environment.

The scientist N.D. Newberg in his works tried to determine the regularity between colors and their harmonic combinations. He believed that harmony can arise only from no less than three and no more than five or six colors. However, very often you can observe two colors harmoniously matched. When we talk about harmony, first of all, we think about the most pleasant combinations of colors. Any color composition is based on the search for harmony. All the color harmonies that have existed and exist in works of art are borrowed in the end from nature. Practical artists worked on this problem mainly by intuition, but tried theoretically to find some kind of connection between colors and create a coherent system. These studies will also help a novice artist-teacher. 

The word "harmony" originates from the Greek harmonia, which means proportionality, consonance, connection. Back in the Renaissance, artists and architects tried to find the key to solving the problem of harmonic color combinations. Leonardo da Vinci and Newton, Goethe and Lambert, Munsell and Ostwald, Newberg, Kandinsky, Volkov and many others developed the harmony of color combinations. "In general, the color in the picture means not only what it means by itself. The enriched perception of color is realized in the painting," N.N. Volkov wrote in the book "Color in Painting" (1, p. 256]. 

The main color parameters are color tone, saturation and brightness. A color tone is the quality of a chromatic color that distinguishes it from an achromatic one. This is the main chaacteristic of chromatic color. There is no color tone in achromatic colors. In other words, the color tone is the difference of color in wavelength. 

Saturation is the full intensity of a color tone. The more the color differs from the achromatic, the more saturated it is. Saturation is the purity of color. By diluting the color, we reduce its saturation. 

The brightness of a color is its lightness. It is determined by the ratio of the number of reflected rays to the number of fallen ones. 

Thus, color is expressed by qualitative chaacteristics (color tone and saturation) and quantitative (brightness). 

At first, only two components were seen in each color - brightness and color tone. Therefore, the first harmony schemes consisted of two colors. After the appearance of the third color quality -saturation, three-color harmonies began to be created, and later four-color ones. In folk decorative and applied art, when designing interiors and the appearance of buildings, harmonic combinations of contrasting full-color paints or colors close to each other are often observed. This is the most popular type of harmonious relationship. 

Working on a painting, the artist always tries to achieve harmony of color relations. Knowledge of harmonious combinations is necessary for an architect, a designer, a graphic designer, an artist working in printing and decorative and applied arts, etc. 

Along with this, the composition occupies a decisive place. It provides a logical and aesthetic arrangement of the parts that make up the whole, making the content intelligible and clear. The harmony of color in the composition is one of the elements of unity, completeness of the composition. To achieve this effect, you should use a color wheel. Colors are divided into warm and cold. The importance of color is great, which has the property of causing a particular visual sensation in accordance with the spectral composition of the reflected or emitted light. Various states of color are investigated - tonality, saturation, brightness. As a result of creative practice, a large number of color theories were created, but in the twelve private circle and. Itten (1920 Bauhaus) clearly shows the trinity of color groups of related colors and the system of contrasts of additional colors. To arrange in color means to arrange two or more colors side by side in such a way that their combination is extremely expressive. For the overall solution of a color composition, the choice of colors, their relationship to each other, their place and direction within a given composition, the configuration of shapes, the size of color areas and contrast relations in general are important. The nature and effect of a color is determined by its location in relation to its accompanying colors. Color is never lonely, it is always perceived surrounded by other colors. 

With the help of color harmony, the conditions of visual interaction with the objective world and the effectiveness of human activity are improved. The colorist also highlights such an important compositional and artistic property of color as its emotional impact on a person. It is also subjective. However, some general patterns of its manifestation have also been identified. 

F. Arnheim gives five types of color mixing, meaning harmony by this. 

Type I "Similarity based on subordination". When comparing two colors according to this type, there is always a common color for the two, for example: yellowish-red and yellowish-blue, bluish-yellow and bluish-red. The commonality of the two color relations leads to the approximation of colors to each other, to unity, and therefore to harmony. Two completely different colors are obtained, connected by the same admixture. If we take inverted relations, then the colors will repel each other, for example: reddish-yellow and bluish-red. 

Type II "Structural contradiction based on a common element". If we take such pairs as reddish-yellow and bluish-red, reddish-blue and yellowish-red, yellowish-blue and reddish-yellow, bluish-yellow and reddish-blue, bluish-red and yellowish-blue, then in order to get rid of mutual repulsion and bring them to harmony, it is necessary to introduce a third color: for the first pair - yellowish-blue, for the second -bluish-yellow, for the third -reddish-blue, etc. By introducing a third color, we seem to strengthen one of the colors of the pair, balancing structural contradictions. 

Type III "Similarity based on dominance". Here one color has only different shades, for example: yellowish-red and bluish-red, reddish-yellow and bluish-red, reddish-yellow and bluish-yellow, etc. It turns out that the same color is torn into two different color scales. This leads to mutual repulsion and disharmony. Here, just as in type II, to create a harmony of colors, it is necessary to introduce a third color that would combine them, outweigh one of the color schemes. For example, in the first case -bluish-yellow or yellowish-blue, etc. 

Type IV "Structural inversion". When selecing two mixtures, some color in one mixture is taken dominant, and in the other it also plays a subordinate function, for example: reddish-yellow and yellowish-red. It turns out that two color mixes belong to the same color scheme. There is a harmonious combination, as opposed to type II, wher two color mixtures belong to different scales. 

V type "Matching a pure primary color with the leading color tone that contains it". There may be two options here:

1 -when the primary color dominates; 

2 -when he plays a subordinate role. According to the first option, we compare: blue and reddish-blue, blue and yellowish-blue, etc. According to the second - blue and bluish-yellow, blue and bluish-red. In both the first and second variants, one color scheme appears, but in the first case, one color is pure, and in the second-with an admixture. A contradiction arises: in the second case, pure colors interact, and the impurity plays a subordinate role. 

Thus, choosing different combinations of colors, especially according to some schemes, it is not always possible to achieve a harmonious sound. 

Painters achieve harmony of color, choosing a range of colors so that one or another shade of color does not "jump out" of the overall color harmony, so that it does not break the planes of the whole picture. So, Velasquezs portraits have a huge number of color shades, but they are based on several basic colors. All shades are based on the color scheme and Cezanne. However, for the sake of expressing the idea of a work, painters sometimes even introduce disharmony. It is convenient to accept only pleasantly harmonized color relations in the interior, clothing, and decoration. 

 

Следующая: Иоганнес Иттен



Подписывайтесь на наш Telegram каналhttps://t.me/hudogniki_ru


Комментарии проверяются перед добавлением.

Добавить комментарий

 

Загружаем комментарии...