Важно
-
Рост евро и отмена русских торгов: что сейчас происходит с арт-рынком
Масляные и акриловые краски из токсических отходов
Найденную в сарае картину Ван Дейка продали за $3 млн
Старая живопись затерялась в волнах современного искусства
Как продать свою картину
Ярмарка современного искусства Art Russia 2023
Почему стоит посетить выставку, посвященную Рубенсу
Где учиться современному искусству.
Прошедшие выставки в 2022-2023 году. Итоги.
Арт-резиденции, которые платят художникам
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает не только его собственные труды, но и работы его отдела по реставрации графики. В числе показанных работ на выставке будут бумажные листы, датированные временем проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители. Эти листы потребовали серьезных восстановительных работ, чтобы вернуть им прежнюю красоту и сохранить их для будущих поколений. Реставрационные работы включали восстановление поврежденных участков бумаги, удаление пятен и загрязнений, а также устранение деформаций и потерь материала. В результате проделанной работы листы выглядят как новые и могут быть использованы для изучения истории архитектуры и культуры.
До 14 мая 2023 года в Государственной Третьяковской галерее проходит выставка «Алексей Щусев. К 150-летию со дня рождения», основой которой станет обширная коллекция графики, приобретенная недавно музеем. Куратор выставки Ирина Шуманова рассказала, что в 2013 году наследник Алексея Щусева принес в музей руинированный лист и попросил показать и посоветоваться. Этот лист стал началом формирования коллекции.
Приобретенные рисунки являются шаблонами или проектами декора стен в натуральную величину и очень большие по размеру. В Государственной Третьяковской галерее уже имеются несколько рисунков такого типа, созданных другими мастерами, такими как Михаил Врубель и Виктор Васнецов, и существует опыт их хранения и реставрации. Однако подобные чертежи очень редки и редко удавалось сохранить их после использования при строительных работах.
Работы Алексея Щусева, известного архитектора и художника, были отобраны в Третьяковской галерее на основе предложений его потомков. Из всего наследия были выбраны две темы - Казанский вокзал и Марфо-Мариинская обитель, а также несколько архитектурных фантазий. Благодаря спонсорам музею удалось приобрести около 150 листов Щусева, которые нуждались в безотлагательной реставрации, так как находились в очень плохом состоянии. Многие листы были хранились в гараже и были покрыты пылью, грязью, а также повреждены насекомыми и плесенью. Реставрация работ была необходима, и была проведена профессиональными реставраторами, некоторые из листов ждут своей очереди на реставрацию в ближайшем будущем.
Реставрационный отдел Третьяковской галереи в течение последних девяти лет постепенно восстанавливал коллекцию графики знаменитого архитектора Федора Щусева. В 2022 году было объявлено о том, что в конце года состоится выставка, и отдел начал интенсивную работу над реставрацией графических материалов. Сотрудники отдела, включая Ирину Шуманову, были потрясены и восхищены материалами, которые им пришлось восстанавливать. Они увидели в них недостающее звено в описании эпохи модерна и считают, что графика Щусева - это не только архитектурные проекты, но и произведения искусства, которые должны быть показаны в Третьяковской галерее. Первые результаты реставрации были представлены на выставке "Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010-2022", которая проходила с мая по ноябрь 2022 года, и вызвали большой интерес у посетителей.
Согласно Инне Соловьевой, помимо плесневых грибов, которые повредили большие участки бумаги, одним из главных врагов шаблонов Щусева является силикатный клей, которым кто-то, по всей видимости, позже пытался их починить. Когда вода попадает в область с сгустками щелочей, происходит химическая реакция, которая приводит к появлению отверстия. Необходимо срочно принимать меры по обезвреживанию таких мест, чтобы избежать повреждения бумаги.
В статье рассказывается о трудностях, связанных с работой над крупными рисунками, а также о том, как коллективный труд и огромный опыт помогли преодолеть эти проблемы. Один человек не мог бы выполнить эту работу, поэтому был создан специальный стол, занимающий большую часть мастерской, на котором производилась обработка рисунков. В рамках этой работы использовались различные техники и материалы, такие как акварель, гуашь, пастель и многое другое. Коллектив работал в унисон и интуитивно чувствовал движение друг друга. Работа была разнообразной и требовала разных подходов, что позволило приобрести большой опыт.
Куратор описала исключительные по качеству рисунки Щусева, которые отражают эпоху модерна. Щусев был замечательным художником и эстетом, который уделял внимание деталям, включая выбор бумаги. Благодаря высокому качеству использованных материалов, эти рисунки сохранились несмотря на перипетии их использования при строительстве зданий и долгом хранении.
Щусев проявлял свое эстетство не только в выборе материалов, но и в использовании различных текстур. Он использовал не только обычную бумагу и картон, но и различные виды кальки, такие как тонкая калька, напоминающая папиросную бумагу, и калька батистовая, имеющая нитяное переплетение. Он также использовал темный, цветной и тонированный картон, чтобы усилить яркость пастельных оттенков. Щусев создавал импульсивные и быстрые штрихи восковыми мелками на кальке, а затем наносил уголь сверху (материалы с плохой адгезией между собой). Для большей плотности основы он наклеивал эскиз на картон.
В дар наследникам Щусева попали нетронутые листы бумаги, которые сам архитектор купил и оставил чистыми. Эти листы были использованы для восстановления утраченных деталей на некоторых произведениях, что является уникальным случаем, так как обычно реставраторы вынуждены искать аналоги авторских материалов.
Одним из экспонатов выставки станет чертежная стена северного притвора Марфо-Мариинской обители, украшенная «райским садом». Ее восстановят в натуральную величину из шаблонов, которые Щусев давал камнерезам на стройке и которые в отделе графики называли «камушками». Тот факт, что чертежи вернулись к автору после использования мастерами, свидетельствует о том, как Щусев ценил свои работы.
По словам Шумановой, он имел концепцию создания музея строительства Казанского вокзала в одном из помещений, и даже просил своих сотрудников представлять эскизы в форме, близкой к экспозиционной. Несмотря на то, что музей так и не был создан, правление Казанской железной дороги выкупило многие из чертежей, которые попали в разное время в Третьяковскую галерею, и стали ее органическим дополнением. Куратор говорит, что они смогли воплотить идею Щусева в создании музея строительства вокзала, хотя не внутри самого здания вокзала. На предстоящей выставке хотели бы показать максимальное количество "здоровых" шедевров, а не шокировать посетителей их аварийным состоянием сохранности, добавляет Инна Соловова.
Подписывайтесь на наш Telegram канал: https://t.me/hudogniki_ru