Галерея картин современных и великих художников. Paintings by artists - ХУДОЖНИКИ.РУ

Сайнс-арт (Science-art) на примерах мировых и российских арт-проектов

2023-03-13-10-57 | Новые арт направления, технологии |


Био-арт, Робо-арт, Инфо-арт, Нано-арт, Медиа-арт, Телематическое искусство, Саунд-арт, Световое искусство, Когнито-арт в теории и на практике и есть ли какие-то перспективы для такого искусства в России?
 
 
Сегодня искусство может не только существовать отдельно, но и сотрудничать с другими областями человеческой деятельности, например, с наукой. Вторая половина ХХ века породила "Сайнс-арт" - один из таких примеров слияния науки и искусства. Это направление современного искусства, которое использует новейшие технологии, материалы и выразительные средства, основанные на научных методах, и создает художественные образы. "Сайнс-арт" является развивающимся направлением искусства.
 
Искусство сайнс-арт направлено на использование современных технологий и техники для художественного и научного изучения природы. Оно позволяет широкой публике увидеть процессы, происходящие в современной науке и в малодоступных лабораториях, и отразить их в искусстве через эстетическую интерпретацию научно-технических и технологических явлений.
 
Признаки принадлежности арт-проекта к сайенс-арт:
•            взаимодействие искусства и естественных наук;
•            присутствие научной проблематики;
•            применение научно-технических материалов (химических материалов, лабораторного инструментария, живых систем) как новых средств художественной выразительности;
•            творческая коллаборация художника и учёного (или соединение этих ролей в одном человеке);
•            экспертная оценка арт-проекта как произведения сайнс-арта.
 
Сайнс-арт, в процессе своего развития, выделил множество направлений, которые основаны на конкретных научных дисциплинах и используемых технологиях:
 


«Био-арт»
Био-арт, придуманный бразильско-американским художником и биоинженером Э. Кацом в конце XX века, представляет собой пересечение искусства и биологии. Художники используют биотехнологии, генную инженерию, микроорганизмы, живые ткани, экологические и средовые проявления для создания своих произведений. Стоит отметить, что наиболее популярными являются фотографии чашек Петри с различными изображениями и узорами из бактерий, которые были созданы совместными усилиями микробиологов и художников. Например, микробные нервные клетки появляются в работе «Нейроны» испанской художницы Марии Пенил Кобо и микробиолога Мехмета Беркмена.

«Нейроны» микробиолога Мехмета Беркмена и художницы Марии Пенил Кобо
 
Или же работа микробиолога Таши Штурм «Отпечаток руки», где разрослись разные колонии бактерий:

Работа микробиолога Таши Штурм «Отпечаток руки»
 
«Робо-арт»
Вторая половина XX века стала временем появления «Робо-арта», который объединил искусство и робототехнику. Художники этого направления используют автоматизированные технологии и бионические модификации для создания произведений искусства, которые взаимодействуют с живыми организмами. Один из самых известных художников в этом направлении - STELARC, австралийский художник-концептуалист, создал «Третью руку» в 1980 году. Он прикрепил искусственную роботизированную руку к своему телу, которая имела пять пальцев и могла выполнять независимые движения, такие как сжатие-отпускание, захват-отпускание и вращение запястья. Этот протез имел систему тактильной обратной связи, которая позволяла художнику ощущать осязание. STELARC также исследовал возможность писать одновременно правой и третьей рукой, где третья рука была прикреплена к его правой руке.

 


«Инфо-арт»
Инфо-арт – это направление, которое было признано благодаря выставке «Информация» 1970 года К. Макшайна. Его отличительной чертой является использование разнообразных электронных данных, информационных технологий и искусственного интеллекта. Главная задача этого направления заключается в визуализации качественных и количественных данных, которые лежат в основе компьютерной науки, технологий и управления.
Можно привести в пример проект «9 вечеров: театр и техника» от группы «Experiments in Art and Technology» (ЕАТ), в рамках которого были представлены серии выступлений художников, инженеров и ученых. Среди них была первая демонстрация телепроекции, беспроводная передача звука, запечатление действий в полной темноте с помощью инфракрасной телекамеры и доплеровские сонары. В рамках этого проекта также выступал Д. Кейдж с «Вариациями VII», в которых было использовано электронное оборудование и системы.

 


«Нано-арт»
Во второй половине XX века появилось направление искусства под названием «нано-арт», которое заключается в создании произведений микро- и нано-размеров при помощи электронного микроскопа. Процесс формирования образов основан на химических или физических процессах обработки материалов и фотографирования. Крис Орфеску, румынский ученый и художник, является родоначальником этого направления. Одной из наиболее известных его фотографий является «Осколки» 1980-х годов, которая представляет обработанное изображение среза коллоидной частицы графита, находящейся в жидком азоте при температуре -196 °C.

Работа румынского учёного и художника Криса Орфеску «Осколки»
 
 
«Медиа-арт»
Во второй половине XX века в «Медиа-арте» использовались информационно-коммуникационные технологии для создания и показа произведений. Этот вид искусства делится на электронное искусство, которое включает в себя использование различных электронных носителей. Примером такого искусства является произведение «Четкий город» (1989) Дж. Шоу и Д. Грюневельда.

Дж. Шоу и Д. Грюневельд «Четкий город» (1989).
 
 
Телематическое искусство
Телематическое искусство объединяет технологические объекты и природу, как в случае с инсталляцией Н.Д. Пайка под названием "ТВ Сад" (1999-2002), которая включает 120 телевизионных мониторов, установленных среди зарослей растительности и придающих вид экзотических цветов. Эта работа символизирует соединение технологий, природы и искусства.

Нам Джун Пайк «ТВ Сад»
 
 
 
«Саунд-арт»
Звуковое искусство заключается в использовании музыкальных и звуковых компонентов для создания скульптур и инсталляций. Примером такого искусства может служить изобретение Ж. Тенгели, который создал «метамеханические» скульптуры, способные производить случайные звуковые эффекты, используя шестеренки в металлических конструкциях («Мета-матик №6», 1959).



 
 
Световое искусство
световое искусство: использование разновидностей света при создании арт-объектов и средовых инсталляций — «Пульсирующая Спираль» Р. Лозано-Хеммера (2008).
 
 


«Когнито-арт»
В начале XXI века возникло направление "Когнито-арт", которое объединяет искусство и нейротехнологии с целью изучения устройства нашего мозга и мыслительной деятельности. Это направление также содержит элементы психо- и арт-терапии. Одним из примеров может служить перформанс М. Абрамовича "Измеряя магию взгляда" (2011), который изучает концепции творческого порыва, невербальной коммуникации и психического познания и понимания человека.

перформанс М. Абрамович «Измеряя магию взгляда»
 
 
Сайнс-арт в России
Отмечается, что в России сайнс-арт не стал самостоятельным направлением и находится на недостаточно высоком уровне развития в сравнении с западными странами. Это обусловлено общей тенденцией отставания современного искусства в России, проблемой недостаточного финансирования инновационных проектов в сфере искусства, отсутствием диалога между сообществами ученых и художников, а также проблемой недостаточной оснащенности площадок для экспонирования научно-технологического искусства.
 
Хотя, интерес к сайнс-арту в России растет с каждым днем, в нашей стране. В качестве примера сайнс-арта можно привести проект арт-группы "Куда бегут собаки" под названием "Поля 2", который включает в себя стеклянный сосуд с ферромагнитной жидкостью. При появлении человека рядом с инсталляцией, датчики внутри сосуда используют магниты, чтобы жидкость принимала форму глаза.
 

 
Когда зритель кружится вокруг чашки, его глаз перемещается по ее поверхности. Если зритель останавливается, глаз также останавливается и начинает моргать. Глаз, словно следя за человеком, движется вместе с ним. Когда зритель удаляется, глаз опускается внутрь жидкости, и мы снова видим только гладкую поверхность.
 

проект арт-группы «Куда бегут собаки» «Поля 2»
 
Сайнс-арт представляет собой обширное исследовательское поле с уникальными характеристиками, которое включает в себя множество разновидностей и подвидов. Методы и технологии, применяемые в сайнс-арте, объединяют в себе научный и эстетический подходы, что делает их ценным сочетанием.
 
Подписывайтесь на наш телеграм-канал:  https://t.me/hudogniki_ru/

Предыдущая: Пока нет



Подписывайтесь на наш Telegram каналhttps://t.me/hudogniki_ru


Комментарии проверяются перед добавлением.

Добавить комментарий

 

Загружаем комментарии...