Важно
-
Рост евро и отмена русских торгов: что сейчас происходит с арт-рынком
Масляные и акриловые краски из токсических отходов
Найденную в сарае картину Ван Дейка продали за $3 млн
Старая живопись затерялась в волнах современного искусства
Как продать свою картину
Ярмарка современного искусства Art Russia 2023
Почему стоит посетить выставку, посвященную Рубенсу
Где учиться современному искусству.
Прошедшие выставки в 2022-2023 году. Итоги.
Арт-резиденции, которые платят художникам
«Любил Галу больше матери и отца»: какой была русская жена Сальвадора Дали
«Любил Галу больше матери и отца»: какой была русская жена Сальвадора Дали
40 лет назад умерла главная муза Сальвадора Дали — Гала из Казани
Сальвадор Дали и Гала, 1958 год
Гала Дали, также известная как Елена Дьяконова, умерла 10 июня 1982 года. Она была галеристкой, супругой, продюсером и главной музой Сальвадора Дали, который посвятил ей множество своих работ. Смерть Галы оказала огромное влияние на художника: он впал в депрессию, стал тяжело болеть и больше не мог создавать произведения искусства.
Ранние годы
Гала Дали, также известная как Елена Дьяконова, родилась в Казани 26 августа 1894 года. Ее отец, Иван Дьяконов, работал чиновником в Министерстве сельского хозяйства, но скончался в 1905 году, оставив мать Антонину с четырьмя детьми. Позже Антонина вышла замуж за адвоката Димитрия Гомберга и переехала с детьми в Москву. Интересно, что Антонина называла свою дочь не Еленой, а Галой, и у них с отчимом были очень хорошие отношения, которые даже окружающие принимали за кровные родственные связи. Гала сама стала моделью, галеристкой и художественным агентом.
Гала утверждает, что она родилась в столице Татарстана, но нет никаких доказательств, чтобы подтвердить это утверждение. Нет информации о проживании отца и отчима Елены в Казани в адресных книгах, и испанские кинематографисты, приезжавшие в Казань в 2003 году, не смогли найти никаких документов в Национальном архиве Татарстана, которые бы подтверждали дату и место рождения Елены Дьяконовой.
Гала, во время своей учебы в московской женской гимназии, была подругой Марины и Анастасии Цветаевых. Она быстро училась и проявляла сильный характер, интерес к искусству и отличное чувство юмора еще с юных лет. Анастасия Цветаева в своих мемуарах «Воспоминания» описала свою дружбу с Галой:
«Один из самобытных характеров, мною встреченных. Взгляд ее узких, поглощающих глаз, движение волевого рта, — и она была милее, нужнее всех, что глядели на меня с восхищением. Темы все были общие».
В своем первом сборнике поэзии, Марина Цветаева напечатала стихотворение под названием "Мама в саду", которое было посвящено ее подруге.
Сальвадор Дали и Гала, 1941 год
Первые возлюбленные Галы
В 1912 году Дьяконова отправилась в швейцарский санаторий Клавадель, чтобы вылечиться от туберкулеза. Там она познакомилась с Полем Элюаром, богатым торговцем недвижимостью, и они начали встречаться. Элюар прозвал ее Гала с ударением на последнем слоге, как это делается во французском языке. Гала вдохновила Элюара начать писать любовную поэзию, и он написал более ста поэтических сборников после знакомства с ней, уроженкой Казани.
Они были знакомы пять лет назад, после чего решили пожениться. В 1918 году у них родилась дочь Сесиль, но к тому времени Гала уже уехала из России и установила свое проживание в Париже. В 1921 году она встретила скульптора Макса Эрнста и согласилась стать его моделью, при этом она продолжала поддерживать отношения с Элюаром и стала его любовницей. Год спустя художник переехал в дом Элюара в городе Валь-дУазе. Они жили вместе почти три года и не скрывали своих отношений. Кроме того, Гала также связывали романы с поэтом Луи Арагоном и писателем Анри Бретоном.
Роман с Дали
В 1929 году, Гала в компании своего мужа посетила Сальвадора Дали, молодого и небогатого художника, который вернулся из Парижа после завершения монтажа фильма "Андалузский пес". В то время ему было 25 лет, а Гале - 35. Они мгновенно влюбились друг в друга и поженились в 1934 году. В автобиографии "Тайная жизнь Сальвадора Дали" художник очень тепло отзывался о своей возлюбленной, описывая ее:
«Тело у нее было нежное, как у ребенка. Линия плеч — почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного, энергичного торса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной».
Женщина, ради Дали, бросила не только своего мужа, но и свою 11-летнюю дочь Сесиль, которую она ранее мало видела и воспитывали другие люди, так как Гала не проявляла большой интерес к детям. Она стала второй женской моделью Дали после его младшей сестры и была источником его вдохновения. Гала также взяла на себя управление финансами Дали и помогла ему заработать значительное состояние. Они поженились 50 раз в каждой стране, которую посетили.
«Я люблю Галу больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег», — говорил Дали о супруге.
Десятки картин, включая «Мадонна из Порт-Лигата», «Тайная вечеря», «Галарина», «Христос-Гала» и «Атомная Леда», были посвящены художником Гале. На всех полотнах она изображена с прямой осанкой, строгим взглядом и легкой улыбкой. Часто автор помещал Галу в центре религиозных сюжетов, что критики связывают с фанатичным отношением Дали к своей супруге.
Сальвадор Дали и Гала во время вечеринки, 1941 год
Продюсирование мужа
рыбака в Порт-Лигате. Семья художника неодобрительно относилась к Гале, и это привело к конфликтам, которые были запечатлены на холсте Дали в виде надписи "Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери". Этот инцидент вызвал проклятие отца художника и отказ от финансовой поддержки матери.
В 1930-х Гала освоила профессии продюсера и агента, а после замужества супруги переехали в Париж, где Дали создавал свои картины, а Гала занималась их продвижением. Благодаря ее усилиям в Париже появилось меценатское общество «Зодиак», которое щедро платило Дали за его работы.
Когда художник не получал заказов на свои картины в течение длительного времени, его жена Гала заставляла его придумывать концепты брендов и создавать эскизы костюмов. Сильный характер жены помогал слабовольному художнику зарабатывать деньги и оставаться конкурентоспособным.
Кроме того, сама Гала участвовала в создании картин, например, в 1939 году они с супругом представили большую инсталляцию "Сон Венеры" на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Вход в павильон был выполнен в виде женских ног, а рядом с картинами Дали находились живые модели.
Сальвадор Дали и Гала, 24 декабря 1951 года
Свободные отношения
Гала, подобно многим европейцам того времени, рассматривала как норму иметь романтические отношения вне брака. Это часто приводило к конфликтам с ее мужем, но о разводе речи не шло. В 1968 году Дали купил замок в готическом стиле в небольшом поселке Пуболь (провинция Жирона) для Галы. Перед тем, как подарить замок жене, художник отреставрировал его и украсил стены своими работами. Он не имел права посещать ее жилище без предварительного письменного разрешения со стороны Галы.
«Гала взяла меня за руку и вдруг сказала: «Еще раз спасибо тебе за все. Я принимаю замок Пуболь, но при одном условии: без моего письменного приглашения ты здесь появляться не будешь». Это условие польстило моим мазохистским наклонностям и привело меня в полный восторг. Гала превратилась в неприступную крепость, какой и была всегда», — писал Дали позднее.
Молодой певец Джефф Фенхольт, который сыграл главную роль в рок-опере "Иисус Христос - суперзвезда", является последним известным любовником Галы. Несмотря на то, что он был на 57 лет моложе Галы, она поддерживала его карьеру и даже дарила ему большой дом.
Смерть
В свои последние годы жизни, Гала страдала от болезней и ее здоровье постепенно ухудшалось. Она записывала в свой дневник, что день ее смерти будет самым счастливым днем в жизни. 10 июня 1982 года, когда ей было уже 88 лет, этот день наступил в Испании. Гала пожелала быть похороненной в своем замке в Пуболе. Корреспондент «Советской культуры» Алексей Медведенко сообщал из Испании, что Дали нарушил закон, перевезя тело Галы на ее последнее пристанище. В то время было запрещено перевозить тела без разрешения властей из-за эпидемии чумы, однако художник не смог не исполнить последнюю волю своей жены.
«Обнаженное тело покойной завернули в одеяло и положили на заднее сиденье «кадиллака». За руль садится водитель Артуро. Их сопровождает сестра милосердия. Договорились, что если их остановит полиция, они скажут, что Гала умерла по дороге в госпиталь. Знаменитый «кадиллак» Дали, свидетель многих счастливых путешествий по Франции и Италии, превратился в катафалк. Через час с небольшим он доставляет покойную в Пуболь. Там уже было все приготовлено для погребения. Гроб с прозрачной крышкой с телом Гала был погребен в склепе замка 11 июня в шесть часов вечера в присутствии самого Дали», — сообщил журналист.
На погребении Галы 78-летний вдовец присутствовать отказался.
Сальвадор Дали и Гала, 1957 год
Состояние Дали после смерти жены
После того, как его жена умерла, Дали столкнулся с глубокой депрессией. Его заболевание Паркинсона, которое началось годом ранее, продолжало прогрессировать, а его картины становились все более простыми и мрачными. На одном из его последних произведений, "Петушиные бои", изображены только простые закорючки. Медсестрам было трудно ухаживать за ним, поскольку он кидал в них различные предметы, кусал и кричал.
«Я живу бок о бок со смертью с тех самых пор, как понял, что дышу, и она убивает меня, хладнокровно и сладострастно, — точно так же, как я, отвоевывая секунду за секундой. И весь мой путь – это одно непрерывное, тягостное, рушащее все и вся усилие, один отчаянный порыв», — писал Дали.
Он однажды принял решение не вставать с постели и отказаться от пищи, что привело к его похудению до 46 килограммов и потере способности контролировать кисть. После пожара в замке, где была похоронена его жена Гала, парализованный старик был оставлен без помощи, пока личный секретарь не помог ему выбраться из замка. Дали выжил, несмотря на тяжелые ожоги, и был подвергнут нескольким операциям по пересадке тканей. После этого он переехал на свою виллу в Фигерасе и больше не возвращался в замок до конца своих дней. Вероника Прат, журналистка, увидевшая Дали после пожара, написала в французском журнале "Фигаро":
«Пять лет назад Дали еще работал без устали в своем дворце Пуболь, в ателье, где царил невообразимый беспорядок, где стояло чучело льва, валялись диковинные раковины, краски, кисти, холсты, листы плотной бумаги. Нередко он писал несколько картин сразу, переходя от одной к другой, делая точные, мягкие мазки.
Но это был уже старик. Однако меня потрясла не сама его старость, а худоба и крупные коричневые пятна на коже лица. Усы подкрашены и подкручены, седые волосы — длинные и не очень послушные — ниспадали на открытую шею. Гордый и измученный, он не выпускал из рук кисти».
В начале января 1989 года, Дали был госпитализирован по причине сердечной недостаточности. Он скончался 23 января 1989 года, оставив вдову на семь лет. Художник проинструктировал о том, чтобы его похоронили таким образом, чтобы люди могли ходить по его могиле. Его тело было замуровано в поле одной из комнат театра-музея Дали в Фигерасе.
Подписывайтесь на наш Telegram канал: https://t.me/hudogniki_ru