Галерея картин современных и великих художников. Paintings by artists - ХУДОЖНИКИ.РУ

Что надо знать о художнике Эдуарде Мане. 11 фактов о художнике.

2023-03-14-10-56 | Великие художники |

«Когда-нибудь мои картины попадут в Лувр»: что надо знать о художнике Эдуарде Мане
11 фактов о художнике Эдуарде Мане

 

Картина Эдуарда Мане «Олимпия» (1863) на выставке в Эрмитаже
 
191 год назад, 23 января, родился Эдуард Мане - выдающийся художник-импрессионист. Его жизнь и творчество скрывают в себе множество интересных, но малоизвестных фактов.
 


Противостояние отцу и влияние дяди
Родившийся в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре 23 января 1832 года, Эдуард Мане вырос в состоятельной семье, где его отец был преуспевающим чиновником минюста, а мать - дочерью дипломата и крестницей шведского короля Карла XVIII. С детства Мане-старший планировал для своего сына карьеру юриста и считал его увлечение искусством "мальчишеским бредом". Единственным членом семьи, кто разделял страсть молодого Мане к живописи, был его дядя Фурнье. Он часто водил племянника по галереям Лувра и приобщал его к творчеству испанских мастеров, таких как Эль Греко, Франсиско Гойя и Диего Веласкес.
 

Эдуард Мане в 1862 году
 


Путешествие в Бразилию
Отец Мане пытался заинтересовать своего сына юриспруденцией, но после многочисленных неудач он поставил перед ним ультиматум: выбирать любую профессию, кроме искусства. В ответ на это, юноша поступил в мореходную школу и отправился в свое первое плавание на судне "Гавр и Гваделупа" в декабре 1848 года. Однако, суровый быт и однообразная работа на корабле не подошли ему по душе, и он вскоре вернулся к творчеству. Одной из второстепенных причин этого решения была ситуация, в которой он оказался близок к смерти. Во время путешествия в Рио, его укусила ядовитая змея в ногу, что серьезно подорвало его здоровье.
 

Ссора с учителем и провал
 Когда вернулся из Бразилии, Мане решил полностью посвятить себя живописи. Однако перед ним возникла дилемма. С одной стороны, он не хотел следовать старомодным и академическим традициям Парижской Школы изящных искусств, но с другой стороны, он стремился получить признание, чтобы доказать свою правоту отцу. В конечном итоге, Мане решил пойти учиться к известному художнику Тому Кутюру, который являлся членом жюри Парижского салона. Однако, Кутюр оказался консервативным и не разрешил Мане выставить свою работу «Любитель абсента», что привело к конфликту между ними.
 

Эдуард Мане в своей студии в окружении французских художников и писателей 19 века
 
 
Новаторский стиль
В начале своего творческого пути Мане старался угодить своему учителю, копируя работы признанных мастеров прошлого. Однако в дальнейшем он решил придерживаться своего собственного стиля. Он вдохновился творчеством испанских художников, что привело к созданию полотна «Музыка в саду в Тюильри», на котором он представил богему на прогулке без излишней декорации. Именно здесь начал проявляться импрессионистский стиль Мане. Тем не менее, на выставках его работы часто оценивали как непонятные, из-за смазанного изображения лиц, которые становились четкими только при просмотре издалека.
 



Скандальная «Олимпия»
Мане не соглашался подстраиваться под вкусы религиозно настроенной аудитории, несмотря на критику, и решил изображать жизнь без привычных идеализаций, вместо Мадонн и богинь. Однажды у него возникла идея сделать пародию на работу Тициана "Венера Урбинская", заменив целомудренную невесту на голую куртизанку, ожидающую своего клиента. Художник назвал свою самую известную работу "Олимпия" в честь героини из романа Дюма-сына. Картина вызвала широкий резонанс: публика была настолько возмущена, что "Олимпию" пришлось разместить на потолке галереи, а двое охранников постоянно следили, чтобы ее не уничтожили прямо на выставке.


 

Эдуард Мане. «Завтрак на траве». 1863 год
 

Обвинения в вульгарности
После создания своих двух знаменитых произведений, "Олимпии" и "Завтрака на траве", Мане был приписан к роли бунтаря и мятежника, хотя сам он не рассматривал себя таким. Он отмечал, что делает то, что видит, а не то, что нравится другим людям. В то время публика возмущалась не столько наготой на картинах, сколько «порнографическим» и «вульгарным реализмом», который они подразумевали и который, по мнению некоторых, подрывал священные ценности института семьи. Однако, друг Мане, Эмиль Золя, автор романа «Нана» о куртизанках, защищал его и заявлял, что произведения Мане заслуживают места в Лувре. Он также добавил, что хотя мы можем смеяться над этими работами сегодня, наши сыновья будут восхищаться ими.
 
Личная жизнь
Художник Мане имел бурную и противоречивую личную жизнь. Считается, что главной его музой была белокурая пианистка Сюзанна Леенхоф. По одной из версий, она была любовницей отца Мане, и именно поэтому художник женился на ней после смерти своего отца. Мане скрывал свою связь с Леенхоф также потому, что они должны были иметь общего сына Леона, которого представляли обществу как брата Леенхоф и крестника Мане. Несмотря на то, что Мане прожил с Леенхоф в браке более 10 лет, у него часто были романы с другими женщинами, многие из которых являлись его моделями, запечатленными на знаменитых картинах.
 


Эдуард Мане. «Мадам Мане с сыном». 1848
 

Дуэль
Мане был уже привычен к язвительным комментариям, адресованным ему за годы творческой деятельности. Однажды его друг, Эдмон Дюранти, написал отзыв, который настолько задел Мане, что он вызвал Дюранти на дуэль. Несмотря на то, что оба дуэлянта не были опытными фехтовальщиками, они решили сразиться на шпагах. В итоге Мане поразил Дюранти в грудь, но рана не была смертельной. После того, как рана была перевязана, Мане и Дюранти отправились выпить вместе, словно ничего не произошло.
 
Гражданская тематика, награда и «Салон отвергнутых»
В 1870 году началась франко-прусская война, и Мане, убежденный республиканец, решил остаться защищать осажденную столицу. За проявленную отвагу он был награжден орденом Почетного легиона, который является высшей наградой Франции. Несмотря на то, что военная тематика не стала главной темой творчества художника, его картина "Расстрел императора Максимилиана", которая рассказывает о французской интервенции в Мексике, была признана двусмысленной во времена правления Наполеона III и не допускалась на выставки. Остальные работы Мане из-за оценки "R" (от refusé - "отказано") парижского жюри были выставлены в основном на выставке "Салон отвергнутых" вместе с работами других художников, таких как Ренуар, Сезанн, Дега и Моне.
 
 
Сходство с Клодом Моне и жажда признания
В период военных действий художник познакомился с молодым импрессионистом Клодом Моне. Их имена и направления часто путают из-за сходства. Несмотря на то, что авангардисты считали Эдуарда Мане "отцом импрессионизма", сам художник не разделял многие из их идей. Более того, он всегда мечтал о том, чтобы получить признание в традиционном смысле, через жюри Парижского салона. Он говорил: "Я никогда не буду выставляться на задворках. Я войду в Салон через главный ход. Мои картины будут покрыты золотом, но к сожалению, вы этого не увидите. Успех придет позднее, но он будет неоспорим: мои картины попадут в Лувр".
 
Сифилис, признание, смерть
В 1879 году художнику была диагностирована атаксия, вызванная осложнениями сифилиса, из-за его пристрастия к сексуальным удовольствиям. Хотя он желал сделать больше работы, некоторые части его тела становились слабее из-за болезни, и работа шла с трудом. Тем не менее, к концу своей жизни публика стала более благосклонно относиться к его творчеству, и его работы были показаны на выставках в Салоне без необходимости проходить конкурс. В своей последней и самой известной картины "Бар в "Фоли-Бержер" он работал на смертном одре: из-за гангрены ему пришлось ампутировать левую ногу. 11 дней после операции, 30 апреля 1883 года, художник скончался.




Подписывайтесь на наш Telegram каналhttps://t.me/hudogniki_ru


Комментарии проверяются перед добавлением.

Добавить комментарий

 

Загружаем комментарии...