Галерея картин современных и великих художников. Paintings by artists - ХУДОЖНИКИ.РУ

Не отменяем, а пристально изучаем: русские реализмы глазами американки

2023-03-15-10-52 | Обучающие статьи, книги |


 
В своей книге профессор Молли Брансон из Йельского университета исследует вопрос о том, что на самом деле объединяет русскую живопись и литературу XIX века, и находит много ответов, которые не очевидны на первый взгляд.
 
В книге "О любви слова и изображения" художника Виктора Пивоварова история любви между словесностью и изобразительным искусством стала неотъемлемой частью обсуждения московского концептуализма. Книга Молли Брансон "Русские реализмы. Литература и живопись. 1840–1890", опубликованная издательствами "Библиороссика" и Academic Studies Press на русском языке, значительно расширила область этой темы. Брансон рассматривает историю любви между словами и изобразительным искусством как базу для понимания развития русского реализма. Более точно, рассматривает различные направления реализма.
 

Молли Брансон. «Русские реализмы. Литература и живопись. 1840–1890»/Пер. с англ. Бостон; СПб.: Academic Studies Press; Библиороссика, 2022. 399 с. (Серия «Современная западная русистика»)
 
Ее цель не заключается в охвате всей русской литературы, а также живописи от середины XIX века до эпохи модерна под одним общим понятием "реализма". Как я понимаю, ее задача состояла в выявлении разрыва между изображением реальности и самой действительностью в произведениях, которые мы обычно называем "реалистическими". Ее цель заключалась в том, чтобы разрушить привычное равенство между реальностью и ее отображением - хотя бы для того, чтобы эмоционально вовлечь читателя-зрителя, вызвать размышления о социальных проблемах и своей роли в них.
 
Автор книги, Брансон, занимается исследованием того, как из противоречий и разногласий, возникающих при преобразовании реальности в изображение, появляются различные варианты реализма. Для достижения этой цели, она сравнивает два разных типа представления - визуальное и словесное, вместо того, чтобы обсуждать соответствие реалистического изображения и реальности. Она ищет отсылки к работам художников в литературных произведениях, например, к пейзажам в сочинениях Ивана Тургенева, или построение сюжета в живописи, как в работах Василия Перова. Такое сравнение помогает ей увидеть различия в использовании художественных средств у русских реалистов разных периодов XIX века.
 
Взаимодействие живописи и литературы может быть как мирным сотрудничеством, так и конкуренцией за достижение максимального приближения к реальности. Брансон исследует эту тему в своих романах, где образы русалок Пряничникова и Маковского, а также их интерес к фотографии и спиритизму, соединены с темами, присутствующими в произведениях Достоевского. Все они интересуются сверхъестественной реальностью и человеческими страстями. В этом исследовании не рассматривается окончательное отделение живописи от литературы, которое было провозглашено "Миром искусства" и Серебряным веком.
 
Молли Брансон использует греческое слово «парагон» для обозначения конкуренции между реалистической живописью и литературой, что напоминает о традиции античных агонов и фразе Горация "ut pictura poesis" («как живопись, так и поэзия»). Сначала это упоминание, а также обзор предыдущих этапов изучения отношений между живописью и поэзией от Горация до Леонардо и Лессинга, вызывают некоторые вопросы. Обычно академизм больше ассоциируется с античностью, нежели с реалистическими художниками, но есть и примеры, такие как очерк Глеба Успенского "Выпрямила", где описывается встреча с Венерой Милосской.
 
В книге Молли Брансон русский реализм рассматривается в контексте общеевропейского движения искусства, включая французский роман и живопись Оноре Домье и Гюстава Курбе. То есть, автор рассматривает русский реализм как один из примеров более широкого исторического феномена. В книге также присутствует интерес к контексту, связанному с проблемами восприятия и постижения реальности, а также связи между чувственным восприятием и истиной, искусством как инструментом познания.
 
 

Илья Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Фрагмент. Вторая версия картины 1893 года, хранящаяся в Харьковском художественном музее.  Фото: Wikipedia
 
Молли Брансон фокусируется на нескольких ключевых темах, включая образы, присутствующие в произведениях Ильи Репина и Льва Толстого. В ее интерпретации, на картине "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" письмо, написанное казаками, не является важным, поскольку более важными являются живописные образы запорожских казаков, их жесты, диалог и почти театральная сцена, в которой нет никаких проходимцев. С другой стороны, Брансон анализирует детально нарисованную карту Бородинского сражения, где изображены расположения русских и французских войск, и где представлены предполагаемые и реальные дислокации. Она включена в текст романа, но мало что можно извлечь из нее. В ее исследовании, где она сравнивает предварительные этюды Репина для "Запорожцев" и различные варианты боевых планов Льва Толстого, перед нами возникает вопрос о том, какое искусство "показывает вещи реалистично".
 
 
Молли Брансон вступает в дискуссию с Клементом Гринбергом и его эссе «Авангард и китч», где Репин выступает в качестве главного представителя китча. Брансон не согласна с тем, что реализм рассматривается как простой и очевидный, который интересен только как предшественник модернизма. Она утверждает, что реализм должен быть более сложным и прерывистым, и что русская живопись не должна быть приравнена к русской литературной традиции XIX века. Брансон предлагает свою методологию как "линзу", через которую можно интерпретировать работы Федотова, Перова, Репина и других художников, с надеждой, что это позволит вывести их работы из тени русского реалистического романа.
 
Автор подчеркивает различия между реализмом и мимезисом, избегая неопределенности понятия «реализм». Ей более важны переходные этапы на пути искусства, которые преодолевают разрыв между искусством и жизнью. У художников-реалистов присутствует парадоксальное осознание невозможности полного достижения цели - убрать дистанцию между жизнью и искусством, но при этом они упорно движутся в этом направлении, что можно назвать оптимизмом безысходности. Брансон называет это явление «дерзостью реализма».




Подписывайтесь на наш Telegram каналhttps://t.me/hudogniki_ru


Комментарии проверяются перед добавлением.

Добавить комментарий

 

Загружаем комментарии...