Галерея картин современных и великих художников. Paintings by artists - ХУДОЖНИКИ.РУ

Голландские высоты: как наслаждаться картинами Яна Вермеера.

2023-03-15-23-41 | Великие художники |



Художественные произведения Вермеера описывают любовные интриги и повседневные сцены жизни.
 
Ян Вермеер создал всего лишь 34 небольших картины, но все они ценны и считаются национальным достоянием государств-владельцев. Его живопись скромна и интимна, а герои — обычные люди среднего класса, чьи истории зачастую остаются загадкой. Точно такой же он сам, Вермеер, один из величайших художников в истории, которому 31 октября исполнится 390 лет.
 
Война и мир
Невероятно, но автор таких мирных, уютных картин родился и умер в период войн. В 1632 году, когда появился на свет Ян Вермеер, Европу охватила Тридцатилетняя война, которая включала финальную стадию борьбы Нидерландов (точнее говоря, Республики северных провинций) за независимость от Испании. В результате этого противостояния был подписан Мюнстерский договор в 1648 году, который стал частью Вестфальского мира. Этот миропорядок установил новое распределение сил в Европе, присвоив важную роль Нидерландам.


Картина Яна Вермеера «Аллегория живописи»
 
Становление Нидерландов заметным игроком на политической арене мировой истории было постепенным и началось задолго до триумфальной победы страны над Испанией. В течение Восьмидесятилетней войны Нидерланды активно расширяли свое влияние и развивались, основывали колонии в Северной и Южной Америке, Африке, Карибском регионе и устанавливали торговые отношения с азиатскими странами. Благодаря своим военным и экономическим достижениям Нидерланды получили мировое признание, но при этом также создали благоприятные условия для развития науки и культуры. Как результат, величайшие шедевры искусства появились именно в Голландии в XVII веке, который получил название Золотого века.
 
На этой относительно маленькой территории работали около 2 тысяч художников, включая Вермеера, которые состояли в Гильдии святого Луки - своего рода профсоюзе. В течение некоторого времени Вермеер даже возглавлял это объединение. Он жил удачно, имел дом, большую семью и писал немного, вероятно, получая доход не только от своей кисти, но и от продажи произведений других художников. Картины Вермеера стоили дорого и в основном покупались двумя клиентами - бизнесменами. Все эти факты достоверно известны, так как Гильдия святого Луки поддерживала точную документацию.
 
После смерти Якоба Диссиуса на его имущество было составлено каталог распродажи, в котором значилось 21 картина Вермеера. В настоящее время до нас дошло лишь 16 работ. Существует 34 картины, относительно авторства которых искусствоведы достигли согласия, а также 2 дискуссионные. Это делает Вермеера одним из самых дефицитных художников в мире вместе с Леонардо да Винчи и Иеронимом Босхом. Его произведения не имеют цены в прямом смысле: ни одна из 34 "достоверных" картин не продавалась в XXI веке, все они находятся в музейных коллекциях и, скорее всего, там и останутся (за исключением "Концерта", который был украден и до сих пор не возвращен).
 

Картина «Девушка за верджинелом»
 
Две другие работы, которые считаются сомнительными - "Девушка за верджинелом" и "Святая Пракседа" - были проданы на арт-рынке в 2004 и 2014 годах соответственно по цене около $30 и $10,6 млн. Хотя "Девушка" является небольшим (20 × 25,1 см) и не самым ярким произведением, она все же более значима и дороже, чем ранняя "Святая Пракседа", потому что ближе к зрелому стилю мастера. Однако, если бы на аукционе было выставлено любое из несомненных произведений Вермеера, его стоимость превысила бы сотни миллионов долларов, превзойдя цены на произведения модернистов и импрессионистов. Недавно оба произведения были выставлены в Пушкинском музее и Эрмитаже.
 
Тайны писем
Почему искусство Вермеера так важно для человечества? Возможно, потому что он был одним из самых гуманных художников своего времени. На его картинах изображены не боги и герои, не короли и дворяне, даже не библейские святые (за исключением двух ранних картин "Диана со спутницами" и "Христос в доме Марфы и Марии"), а обычные люди. Его персонажи ведут скромную повседневную жизнь: девушка, читающая любовное письмо у открытого окна, офицер, ухаживающий за своей подругой, молочница, переливающая молоко...
 

Картина Яна Вермеера «Диана со спутницами»
 
За поверхностной простотой часто скрывается тайна. Например, кто и что написал главной героине картины «Девушка, читающая письмо у открытого окна»? В 2021 году исследователи решили удалить последний яркий слой краски, который закрывал изображение купидона на стене. Таким образом стало ясно, что содержание письма является любовным, а яблоки на переднем плане символизируют грехопадение Евы. Все это только усиливает загадочность произведения. Возможно, главная героиня была брошена возлюбленным, и это послание является приглашением на тайное свидание? Ее чувства невозможно определить по лицу, но сама поза свидетельствует о том, что это послание очень важное для нее. Картина является настоящим шедевром: несмотря на внешнюю простоту мизансцены, она обладает невероятной эмоциональностью.
 
Композиция произведения вызывает интерес благодаря сочетанию динамики и статики, гармонии и дисбаланса, а также многосоставности и сфокусированности. На среднем плане изображена девушка, окруженная тяжелыми оливкового цвета шторами, похожими на занавес в театре, который отделяет действие от зрителя. Рядом с ней расположены кровать или стол с наклоненным блюдом, на котором выкатываются фрукты, что является элементом динамики. На одном уровне с героиней находится открытое окно, в стекле которого видно ее отражение в профиль и анфас. Еще один занавес, на этот раз красный, спадает сверху на окно. На заднем плане видно изображение купидона, который в этот раз непропорционально велик по сравнению с девушкой и кажется нависающим над ней. Это изображение символизирует, что все мысли девушки заняты любовью.
 

Картина Яна Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна»
 
У Вермеера есть несколько картин с похожим сюжетом. В картинах "Женщина, читающая письмо" окно не видно, но свет, идущий слева, указывает на его наличие. Женщина на картинах изображена в профиль, на одной из них, вероятно, она находится в положении. Однако это неизвестно наверняка, так как может быть, что расширение платья в области живота - это просто модный элемент того времени. Если принять пикантную гипотезу, то можно рассмотреть это как продолжение предыдущей истории, связанной с приглашением на свидание. Любовник (или уже муж) уехал в путешествие, что указывает большая географическая карта на стене, а его беременная жена читает письмо издалека.
 
Девушки и сережки
У Вермеера также имеется картина "Хозяйка и служанка", на которой служанка протягивает письмо юной хозяйке, которая кажется взволнованной и жестом касается своего подбородка. Несмотря на минимальное количество использованных средств, художник достигает выразительности, в том числе, используя освещение: служанка изображена в темноте, а хозяйка ярко освещена, как будто находится под софитом на сцене. Социальный статус хозяйки подчеркивается не только меховой накидкой, но и жемчужной сережкой.
 

Картина Яна Вермеера «Хозяйка и служанка»
 
В этом контексте мы вспоминаем другую известную работу Вермеера, возможно, самую известную. "Девушка с жемчужной сережкой" - это символическое произведение, которое стало еще более известным благодаря одноименному фильму с участием Колина Ферта и Скарлетт Йоханссон. Однако даже без внимания Голливуда портрет неизвестной женщины (не нужно говорить, что весь сюжет фильма выдуман) занимает важное место в истории искусства.
 
На данной картине полностью черный фон, абсолютно не отражается интерьер, профессия или семейное положение девушки. Единственное, что может указывать на ее финансовую состоятельность - это ее сережка, но скорее всего жемчуг является подделкой, так как слишком крупный. Однако все это не столь важно. Главное - образ настолько выразительный, он полон трепетности, спонтанности, очарования, и вместе с тем - простоты и естественности, что невозможно не влюбиться в эту незнакомку.
 

Картина Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой»
 
Удивительно, что при просмотре женских портретов других художников той же эпохи или более ранних периодов, мы наслаждаемся мастерством авторов и изысканными нарядами, прическами и прочими деталями, но при этом понимаем, что эти изображенные девушки не могут существовать в современном мире как наши коллеги, соседки или однокурсницы. Однако с Вермеером все иначе. Его героиня абсолютно современна и привлекательна, даже несмотря на то, что мы не видим ее фигуру. Стандарты красоты меняются со временем, но вермееровская девушка с жемчужной сережкой остается прекрасной в любое время.
 
Идиллия повседневности
Хотя Вермеер не был единственным художником своей эпохи, который изображал простую жизнь и обычных людей без особых примет, многие его коллеги-современники также занимались подобным жанром. Они назывались "малыми голландцами" в нашем искусствоведении из-за скромных размеров своих полотен и склонности к небольшим и уютным сюжетам. Однако ни один из них, даже Питер де Хох, очень похожий на Вермеера, не смог создать таких сильных, выразительных и универсальных образов, как "Девушка с жемчужной сережкой" или "Девушка, читающая письмо у открытого окна". Казалось бы, это осознавали их современники.
 

Картина Яна Вермеера «Вид Делфта»
 
 
Кажется странным, что в период национального подъема, географических открытий и военных свершений, которые переворачивали карту Европы, так популярна была тихая, мирная, "бытовая" живопись. Однако голландцам, среднему классу, сформировавшемуся к XVII веку в городах, хотелось создать дома уютный и безмятежный мирок. Художники отвечали на этот запрос и чувствовали себя комфортно в новом жанре и среди таких заказчиков. Они больше не стремились путешествовать по всей Европе в поисках влиятельных меценатов и крупных госзаказов. Например, Вермеер никогда не покидал своей страны и, возможно, даже не выезжал за пределы города Делфта.
 
Хоть у Вермеера можно обнаружить патриотизм, но он не сводится к громким победам Амстердама, а проявляется скорее в любви к его малой родине. Художник изобразил лишь два пейзажа, но они выразительны и уникальны. Первый — «Вид Делфта» — показывает величественную городскую панораму на фоне реки Схи, а на первом плане — две беседующие тетушки. Второй пейзаж — «Маленькая улица» — еще более интересен. На нем изображены два дома на улочке с очаровательным «ритмом» крыш. В обоих домах хозяйки заняты бытовыми делами, а дети играют на улице. Это идиллическое изображение бытовой повседневности.
 
Но, к сожалению, слава не помогла Вермееру избежать трагической участи. В 1672 году Голландия была вынуждена вступить в новую войну, главным противником в которой стала Франция. Это и другие конфликты привели к тому, что экономическое положение Нидерландов значительно ухудшилось, и художник столкнулся с финансовыми проблемами. Его картины перестали продаваться, и он накопил много долгов. В 1675 году, в разгар боевых действий, Вермеер умер в возрасте 43-44 лет, вероятно, от болезни.
 
Несмотря на короткую жизнь художника и небольшое количество его работ, его живопись смогла утвердиться на протяжении многих веков, хотя это произошло не сразу, а через многие столетия. С течением времени все стало на свои места. Возможно, за исключением историков, мало кто помнит, какие страны Западной Европы воевали в XVII веке и по какой причине. Однако, мирное искусство, родившееся во время этой воинственной эпохи, в частности несколько шедевров Вермеера, знакомы всем. Конфликты остались в прошлом или сменились другими, а вневременная красота осталась.




Подписывайтесь на наш Telegram каналhttps://t.me/hudogniki_ru


Комментарии проверяются перед добавлением.

Добавить комментарий

 

Загружаем комментарии...