Галерея картин современных и великих художников. Paintings by artists - ХУДОЖНИКИ.РУ

«Золотая Адель» – загадочная муза Густава Климта

2023-03-16-11-02 | Великие художники |


 
Как бы вы описали этот взгляд - умоляющий или вызывающий? Судя по портретам Адели Блох-Бауэр, трудно понять, что скрывалось за этими темными прозрачными глазами. Густав Климт, культовый австрийский художник, изобразил эту женщину неоднократно - дважды на заказанных ею портретах, а также, возможно, в образе полуобнаженной фигуры в "Юдифи и Олоферне" и счастливой героини в "Поцелуе" с закрытыми глазами. В ней сочетались загадочность и глубина. Адель Блох-Бауэр олицетворяет уязвимость и силу женщин в венском обществе, которое переживало глубокие изменения на рубеже веков.
 
 
В 2016 году два портрета женщины под названием "Адель Блох-Бауэр" были выставлены вместе в Neue Galerie в Нью-Йорке. Один из них - культовый и вызывающий много споров "Адель Блох-Бауэр I" (1907), а другой менее известный, но не менее потрясающий "Адель Блох-Бауэр II" (1912). В этой же галерее были представлены и другие портреты женщин, но "Золотая Адель" является вершиной "золотого периода" в творчестве Климта.
 
В Вене после Второй мировой войны портрет "Адель Блох-Бауэр I" стал символом австрийской культуры, и его часто называли "австрийской Моной Лизой". Впоследствии картина стала символом справедливости. В 2015 году вышел фильм "Женщина в золотом", где рассказывается история о конфискации полотна у еврейской семьи Блох-Бауэров во время Второй мировой войны и их долгой, но в конечном итоге успешной борьбе за реституцию картины. За последний век многие зрители задавались вопросом: кто такая Адель Блох-Бауэр?
 

Портрет Адели Блох-Бауэр I (Золотая Адель)
Густав Климт,  1907, 138×138 см
 
Адель Бауэр была рождена в 1881 году в Вене в семье директора банка и железной дороги. Она была одной из семи детей, младшей дочерью. Получив привилегированное культурное воспитание, она вышла замуж в 19 лет за Фердинанда Блоха, сахарного магната, который был на 17 лет старше нее. Снимок свадьбы не сохранился, но до нас дошла фотография Адель. Фердинанд так любил свою жену, что присоединил ее фамилию к своей. Ранее брат и сестра Фердинанда и Адель также вступили в брак и взяли двойную фамилию Блох-Бауэр через дефис. Благодаря этой паре Адель познакомилась с Фердинандом.
 

 
 
«Симфония в золоте»
Семья была заинтересована в искусстве и не только коллекционировала произведения, но и заказывала их. Один из их любимых художников был индивидуалист и бунтарь Густав Климт.
 
Портрет Адель был заказан в подарок к годовщине родителей. 22-летняя Адель написала письмо 41-летнему Климту в 1903 году, где была обсуждена идея портрета. Это произошло несколько лет после того, как Климт стал соучредителем Венского Сецессиона и вскоре после того, как его работы были отвергнуты Венским университетом из-за скандальных фресок, которые якобы были порнографическими.
 

Адель Блох-Бауэр, ок. 1910.   Источник: BBC
 
Подарок не был осуществлен, так как отец умер в 1905 году. Однако, в 1907 году портрет потрясающей Адель, выполненный маслом и сусальным золотом, был представлен на всеобщее обозрение. На картине изображена героиня, сидящая на стилизованном троне, с раскрасневшимися плечами и обнаженными плечиками. Ее взгляд одновременно выражает уязвимость и гордость, а ее кисти странно переплетены на переднем плане. Один из ее пальцев был деформирован, и она старалась скрыть это во время многих сеансов позирования (Климт создал около 200 этюдов к портрету).
 
В центре картины раскинулось изобильное изображение восточной символики, переполненной сексуальными образами, такими как треугольники, глаза и яйца. «Портрет Адели Блох-Бауэр» - это золотая симфония, являющаяся уникальным триумфом символизма, как заметил венский искусствовед Тобиас Наттер. Этот портрет считается шедевром модернизма.
 
 
 
 Более поздняя работа художника представляет собой драматический отход от его прежних работ. Наттер задается вопросом, как Климт мог так сильно изменить свой стиль, сделав нечто совершенно иное, всего лишь через пять лет после второй Адель. Очевидна значительная стилистическая эволюция. На этот раз героиня изображена с волосами цвета воронова крыла, в широкополой черной шляпе, величественно стоящей лицом к зрителю. Фоном служит картина из ярких узорчатых обоев. Искусствовед отмечает, что то, что впечатляет его в этой картине, - это обновление, которое достигается за счет силы цвета.
 
 
Вся эта роскошь

Густав Климт, «Портрет Адели Блох-Бауэр II». Частная коллекция
 
 
Адель Блох-Бауэр здесь изображена как гранд-дама, но её глаза выражают более зрелую меланхолию. Несмотря на её богатство и привилегированное положение, её жизнь была далека от лёгкой. Мария Альтман, племянница Адель, которая в 2006 году судилась с Австрийским государством за портреты Адели, описывала её тётю как "холодную и интеллектуальную женщину". Адель сама изучала немецкую, английскую и французскую классическую литературу, была социалисткой и хорошо разбиралась в политике. Однако она не была счастлива. Её брак был договорным, а после двух выкидышей и смерти ребёнка она осталась бездетной. По словам Альтман, Адель была высокой, тонкой, элегантной женщиной, которая часто носила шёлковые белые платья и курила через длинный золотой мундштук.
 
 
   
 
Женщины, изображенные Густавом Климтом, не только пронизаны чувственным эротизмом, но также выражают силу и уверенность. В течение многих десятилетий критики и искусствоведы прозвали Климта "Frauenversteher" - "женщинами-понимателями". Многие люди полагают, что у Климта и Адели был долгий роман. Существует даже легенда о том, что Фердинанд Блох-Бауэр заказал художнику портрет своей жены, узнав о их связи. По этой легенде, оскорбленный муж хотел, чтобы любовники проводили вместе так много времени, что вскоре опротивели друг другу.
 
Однако нет подтверждения этой истории.
 
На картинах Климта Адель Блох-Бауэр, его муза, всегда кажется отстраненной, возвышенной и даже героической.
 
В жизни Адель была успешна в одной области. Как и многие другие еврейские буржуазные женщины Вены, позировавшие для Климта, она обладала социальной и интеллектуальной властью, ведя салон. Одна из ее «коллег» была Берта Цукеркандль, которая, несмотря на более низкое социальное происхождение, была известна как «кукловод венской культурной сцены», и благодаря ей образовалось множество творческих связей. Берта, например, познакомила Климта с Огюстом Роденом, а создание Сецессиона, вероятно, обсуждалось в ее салоне.


В еженедельных салонах Адели Блох-Бауэр бывали такие известные личности, как композиторы Густав Малер и Ричард Штраус, а также писатель Стефан Цвейг. Её доктор Юлий Тандлер, который был не только политиком, выступающим за социальное жилье и пособия от государства, но и её личным врачом, оказал значительное влияние на её взгляды на социальные реформы и женские права.
 
Женские портреты, созданные Климтом в этот период, отражают не только изменение роли женщин в обществе, но также важность моды и дизайна с социальной точки зрения. В большинстве этюдов, созданных для "Адели Блох-Бауэр I", модель позировала в потрясающем плиссированном платье, которое было свободным и текучим, но полностью лишено корсета - такое "реформационное" платье в то время носили прогрессивные буржуазные дамы.
 
 
В 1918 году, после падения Австро-Венгерской империи, Фердинанд и Адель, владельцы усадьбы с парком в Паненске-Бржежаны, решили получить чешское гражданство. Хотя они продолжали считать Вену своим домом, в Паненске-Бржежаны у них была летняя резиденция, о которой писал «Пражский следопыт». После смерти матери Адель задумалась о том, что скоро придет ее время. Она составила завещание, в котором указала значительные суммы на благотворительность и оставила инструкции относительно картин - то самое завещание, которое позже было оспорено.
 
 
1920 г.

Адель Блох-Бауэр скончалась в возрасте 43 лет от менингита в 1925 году. Она была светской личностью и отвернулась от иудаизма после смерти своего брата от пневмонии, когда ей было всего 15 лет. К счастью, она не дожила до темных времен, которые наступили в Австрии в 1930-х годах. В соответствии с ее желанием, ее тело было кремировано. После ее смерти комната-святилище, посвященная работам Климта, осталась без изменений. Однако, после аннексии Австрии нацистами в 1938 году, коллекция Блох-Бауэров, включая портреты Адель, была конфискована. Оба портрета Климта попали в галерею Бельведер в Вене, где они оставались до 2006 года. Затем они были возвращены Марии Альтман, которая была единственной выжившей родственницей Фердинанда Блох-Бауэра и племянницей Адель.
 
Марии Альтман было возвращено всего пять картин Климта, однако, помимо этого, она получила значительные выплаты по страховке и расходы на хранение. Кроме того, она продала портрет "Адель Блох-Бауэр I" Рональду Лаудеру - наследнику косметической империи Estée Lauder и основателю Neue Galerie, где картина стала постоянной экспонатом. Два других портрета и три пейзажа Климта были проданы на аукционе Christies.
 




Подписывайтесь на наш Telegram каналhttps://t.me/hudogniki_ru


Комментарии проверяются перед добавлением.

Добавить комментарий

 

Загружаем комментарии...