Важно
-
Рост евро и отмена русских торгов: что сейчас происходит с арт-рынком
Масляные и акриловые краски из токсических отходов
Найденную в сарае картину Ван Дейка продали за $3 млн
Старая живопись затерялась в волнах современного искусства
Как продать свою картину
Ярмарка современного искусства Art Russia 2023
Почему стоит посетить выставку, посвященную Рубенсу
Где учиться современному искусству.
Прошедшие выставки в 2022-2023 году. Итоги.
Арт-резиденции, которые платят художникам
Демоны Михаила Врубеля
Хотя критики и современники не ценили Михаила Врубеля, его имя осталось запечатлено в истории русского искусства как великого художника, одного из основоположников русского модерна и символизма.
«Демон сидящий»
В Киеве Врубель влюбился в Эмилию, жену историка Адриана Прахова, однако его чувства остались безответными. Художник написал множество портретов Эмилии в течение этого периода, даже изобразил ее в образе Богоматери, и не скрывал своих чувств перед Праховым. Тем не менее, Эмилия не отвечала на чувства художника взаимностью.
Константин Коровин рассказывал:
Было лето. Жарко. Мы пошли купаться на большой пруд в саду. <…> «Что это у вас на груди белые большие полосы, как шрамы?» — «Да, это шрамы. Я резал себя ножом» <…> «…А все-таки скажите, Михаил Александрович, что же это такое вы себя резали-то ножом — ведь это должно быть больно. Что это — операция, что ль, как это?» Я посмотрел поближе — да, это были большие белые шрамы, их было много. «Поймете ли вы, — сказал Михаил Александрович. — Значит, что я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но, когда резал себя, страдания уменьшались.
Во время этого трудного периода в жизни художника появился образ Демона, который впервые появился в его работах. Тогда в Киев приехал Александр Врубель, чтобы увидеть своего сына, но застал Михаила в отчаянном состоянии без теплой одежды и глубоко огорчился. Когда Михаил начал работать над образом Демона, его первые наброски вызвали ужас у старшего Врубеля, который даже уничтожил работу. Тем не менее, позже Михаил все-таки вернулся к этой теме и создал серию работ, посвященных Демону.
В 1890 году Врубель получил заказ на создание иллюстраций к двухтомнику, посвященному юбилею Михаила Лермонтова. Однако, его вдохновила необходимость иллюстрировать поэмы, а именно поэма "Демон". Поэтому он приступил к работе над картиной, которая была названа "Демон сидящий".
«Я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демонического» — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами», — писал Врубель сестре.
Художник применил в этой работе методику «кристаллической» живописи, используя мастихин вместо кисти для создания широких, коротких мазков краски. Эта техника создает эффект мозаики, витража и переливов граней драгоценного камня. Образ Демона объединяет мужские и женские черты, поэтому некоторые современники видели сходство с Эмилией Праховой.
«Демон поверженный»
В 1901 году Врубель начал работать над эскизами для своей картины «Демон поверженный». В сентябре этого же года у него родился сын Савва, который появился на свет с врожденным пороком - расщепленным небом. Ради своего сына Надежда оставила свою актерскую карьеру, и финансовая поддержка семьи полностью легла на плечи Врубеля. Художник начал работать все больше и больше, однако у него возникли проблемы со здоровьем, началась депрессия.
«Всю зиму Врубель работает со страшным напряжением. Вместо обычных трех-четырех часов он работает по 14, а иногда и больше — при искусственном освещении, никуда не выходя и едва отрываясь от картины. Раз в день он надевал пальто, открывал форточку и с четверть часа вдыхал холодный воздух — это он называл своей прогулкой. Весь поглощенный работой, он стал нетерпимым ко всякой помехе, не хотел видеть гостей и едва разговаривал со своими.»
Несмотря на ухудшающееся здоровье, слава художника продолжала расти. В письмах к сестре Надежда сообщала, что у Врубеля масса работы: ему поступали заказы на эскизы, просят давать советы, приглашают на выставки и предлагают вступить в различные художественные общества. Однако, несмотря на все это, платят ему мало денег. В Москве же его слава продолжала расти.
В декабре 1901 года Врубель завершил работу над картиной "Демон поверженный". В начале следующего года произведение было доставлено в Санкт-Петербург на выставку, организованную объединением "Мир искусства". Однако Врубель не мог оторваться от своей работы.
«С ним происходило нечто неладное, заставлявшее всех нас беспокоиться за его здоровье. Еще до открытия выставки он приходил рано утром с ящиком с красками и прописывал разные места выставленного им впервые «Демона». Врубель приносил с собой бутылку шампанского и, то и дело прикладываясь к ней, неистово писал. Сперва дело ограничивалось небольшими ретушами, но вскоре он начал писать повсюду, прописывая заново всю фигуру Демона, переписывая ему руки, лицо, одежду. Я каждый день ходил и наблюдал его. Михаил Александрович ничего и никого не замечал и был как во сне. Когда выставка уже открылась, он продолжал рано утром приходить и писал все с большим азартом, не стесняясь даже присутствием публики, почему его приходилось останавливать и уговаривать прекратить писание. На наших глазах «Демон» становился все хуже и хуже, рисунок и лепка деформировались, и голова приняла тот искаженный облик, который сохранился навсегда. В одно утро он не появился. Через несколько дней мы узнали, что он хотел в театре выйти из-за кулис на сцену, чтобы петь вместо певца, исполнением которого был недоволен. Его насилу удержали и вслед затем увезли в лечебницу.»
Художник Игорь Грабарь
Художника Врубеля отправили в клинику, где психиатр диагностировал у него нарушения в нервной системе. У художника были признаки буйства, он говорил непоследовательно и страдал манией величия.
В феврале 1903 года Врубель выписался из больницы, но вскоре ему пришлось столкнуться с новым горем - смертью маленького сына. Художник старался поддержать жену, но его состояние быстро ухудшалось, и он сам попросил отвезти его в больницу. После неудачного лечения в Риге его перевели на реабилитацию в клинику Федора Усольцева в Петровском парке в июле 1904 года, где художник неожиданно начал выздоравливать. Через полгода он вернулся к работе, начал создавать картину «Шестикрылый серафим», но в начале 1906 года у Врубеля резко ухудшилось зрение. Врачи подтвердили наличие прогрессирующего паралича и атрофии зрительного нерва.
В ноябре 1905 года Николай Рябушинский, издатель журнала «Золотое руно», прибыл в клинику. Редакция планировала создать галерею современных писателей и заказала портрет Валерия Брюсова у Врубеля. Рябушинский сразу заплатил аванс в 300 рублей - значительную сумму для тех времен, которой хватило бы на два месяца пребывания в клинике Усольцева. Врубель начал работу.
«Вот отворилась дверь, и вошел Врубель. Вошел неверной, тяжелой походкой, как бы волоча ноги. Правду сказать, я ужаснулся, увидя Врубеля. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо; глаза — как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший! <…> В жизни во всех движениях Врубеля было заметно явное расстройство. Но едва рука Врубеля брала уголь или карандаш, она приобретала необыкновенную уверенность и твердость. Линии, проводимые им, были безошибочны. Творческая сила пережила в нем все. Человек умирал, разрушался — мастер продолжал жить.»
Однако Врубель не успел закончить свою работу. В письме, отправленном жене 12 февраля, он сообщил, что больше не может читать и рисовать, а вскоре после этого он полностью потерял зрение.
Предыдущая: История картины "Март" Левитана И.И.
Подписывайтесь на наш Telegram канал: https://t.me/hudogniki_ru